1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в 19 субъектах Российской Федерации 24 января 2010 года
2 История вопроса - В целях подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 г. 55 создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской православной церкви (РПЦ), Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов; - рабочей группой в 2007 г. разработано Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и епархии РПЦ и направлено в субъекты РФ письмом 13 июля 2007 г В письме было рекомендовано заключать подобные соглашения с централизованными религиозными организациями других религий России
3 Основные события в истории вопроса декабря 2007 г. на конференции в г. Калуге были согласованы позиции Минобрнауки России и РПЦ по организации конструктивного сотрудничества органов управления образо- ванием, институтов повышения квалификации работников образования с религиозными организациями по вопросам удовлетворения духовно-нравственных образовательных потреб- ностей граждан. Данное сотрудничество включает, прежде всего, вопросы подготовки и экспертизы учебно-методического обеспечения, подготовки и повышения квалификации педагогов.
4 Основные события в истории вопроса 17 января 2008 г. в ходе совещания под руководством заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Калины И.И. было принято решение о формировании при группе разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на базе Российской академии наук (РАО) поликонфессиональной группы – рабочей группы РАО (протокол ИК-3/03 от 17 января 2008 г.)
5 Основные события в истории вопроса В ноябре 2008 г. состоялось заседание рабочей группы РАО при участии представителей Республики Татарстан и сотрудников Института российской истории Российской академии наук (авторский коллектив учебного пособия «История Религий»). На заседании был рассмотрен опыт Республики Татарстан по духовно-нравственному воспитанию молодежи и использованию указанного учебного пособия в образовательных учреждениях республики.
6 Основные события в истории вопроса С 2006 года РПЦ совместно с Минобрнауки России проводит Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» В 2008 году в нём приняло участие более пятисот педагогов из всех федеральных округов, подведение итогов конкурса и награждение победителей и номинантов состоялось 15 февраля 2009 г. на открытии XVII Международных Рождественских чтений. В настоящее время завершается очередной этап данного конкурса 2009 года.
7 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов
8 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. …все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей
9 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.
10 Поручение Президента Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)
11 Распоряжение Правительства РФ от 29.X р 1. Утвердить прилагаемые: план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики (далее - план); перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в годах в апробации комплексного учебного курса.
12 Распоряжение Правительства РФ от 29.X р 2. Минобрнауки России: заключить соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса, предусмотренной планом, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; обеспечить координацию и контроль реализации плана
13 Основные характеристики курса 1. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 составляющих (модулей): основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики 2. Курс рассчитан на две школьные четверти: IV четверть 4 класса и I четверть 5 класса 2 уч./ч. в неделю 3. Курс объединяют единые цели и задачи, что позволяет разработать единую методическую основу курса. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми иными необходимыми школьными предметами
14 Межведомственный координационный совет Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России. В него входят представители: 1. Религиозных организаций 2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств 3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России 4. РАН и РАО 5. ФИРО и АПКиППРО и координатор группы разработчиков учебно- методического обеспечения курса
15 Подготовка апробации курса ОРКСЭ - Минобрнауки России заключает соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; -Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, под руководством Министра образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль реализации плана мероприятий (принимает решения по основным этапам, документам и проектам в рамках апробации)
16 Соглашение: права и обязанности сторон Министерство обеспечивает: УМК (учебные пособия, материал для учителей, родителей) Тиражирование материалов Проведение курсов повышения квалификации Мониторинг Рабочие совещания Сайт Итоговая конференция
17 Соглашение: права и обязанности сторон Регионы: Изменения в региональный компонент Информационное сопровождение Направление на ПК и содействие в их проведении Контроль на региональном уровне Участие в федеральном мониторинге и совещаниях, отчетность
18 Особенности подготовки учителей 1.Учитель, который способен обсуждать с детьми содержание учебного курса, а не заучивать, без отметок 2.УМК разные, но они отражают интересы конфессий и строятся на общих ценностных основаниях 3.Необходимо будет рассматривать и организационные вопросы по формированию учебного расписания, чтобы ни 1 ребенок не был забыт 4.Понадобятся консультации для управленцев Изменения в региональный компонент Информационное сопровождение Направление на ПК и содействие в их проведении Контроль на региональном уровне Участие в федеральном мониторинге и совещаниях, отчетность
19 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
20 Варианты карьеры «тренера» 1.Не сумел подготовить команду, возникли конфликты – остановка карьеры, проблемы на работе 2.Сумел безконфликтно подготовить команду - продолжает свою работу 3.Сумел подготовить команду, доказаны позитивные образовательные достижения – карьерный рост, повышение по службе