Роль сна в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века. Учебный проект по литературе
Содержание 1. Введение 2. Сон Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» 3. Сны Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» 4. Вывод 5. Библиографический список.
Цели и задачи Тема: важны ли сны в раскрытии художественных образов в произведениях русских писателей Цель: Цель: определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века определить роль снов в произведениях русских писателей второй половины ХIХ века показать многофункциональность снов показать многофункциональность снов выявить влияние снов на внутренний мир героев выявить влияние снов на внутренний мир героев Задачи: проанализировать данные различных произведений и объединить их в единый проект.
Притча... Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он мудрый старец.
Что такое сон? Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения Словарь С.И.Ожегова Словарь С.И.Ожегова
Философы о сне В понимании Фрейда сон – это своеобразный психический процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Фрейд исходил из того, что сон как целое, является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сна – найти это бессознательное. В понимании Фрейда сон – это своеобразный психический процесс, заслуживающий внимания и требующий изучения. Фрейд исходил из того, что сон как целое, является искаженным заместителем бессознательного. Задача толкования сна – найти это бессознательное. То, что весь материал, образующий содержание сна, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспроизводится, вспоминается, - это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом. То, что весь материал, образующий содержание сна, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспроизводится, вспоминается, - это, по крайней мере, должно быть признано бесспорнейшим фактом.
Сон выражение бессознательного в человеческой психике. Сон как элемент художественного произведения одно из средств создания образа, возможность показать внутренний мир героя, его подспудные мысли, скрытые от него самого.
Сон- стирание грани между реальными и фантастическими событиями и образами Без фантастических элементов С элементами фантастики Форма введения сюжетных элементов (например экспозиция) сон Обломова у И.А.Гончарова Форма выражения взглядов автора(внесюжетный элемент) сон о моровой язве в «Преступлении и наказании» Отражение бессознательного в психике героя 1 и 2 сны Раскольникова в «Преступлении и наказании»
Сон Обломова как средство характеристики главного героя романа Гончарова
«Отчего я такой?» в отчаянии спрашивает себя главный герой романа, Илья Ильич Обломов. Он ищет и не может найти «враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут другие».
Этимология названия позволяет безошибочно определить значение села: оно берёт начало от слова «обломок», что говорит о нечто разрушающемся (хотя это понимает читатель, но для героя эти ассоциации совершенно не очевидны).
Для Ильи Ильича же Обломовка «благословенный уголок земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Весь уголок составляет вёрст пятнадцать двадцать вокруг и представляет ряд живописных этюдов, «весёлых, улыбающихся пейзажей».
Жизнь в Обломовке течёт однообразно и невозмутимо, и даже погода всегда одинакова и предсказуема (надо заметить, что одинаковость и предсказуемость это очень важное условие спокойной жизни обломовцев). Существование замкнутый круг, где царят старые традиции, и новые не появятся никогда, потому что люди боятся перемен...
Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия. Детство Обломова проходило безмятежно и идеально с точки зрения обломовцев: он не только был окружён лаской, любовью и заботой, но и совершенно лишён возможности производить какие бы то ни было самостоятельные действия.
Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в запрещённое место («самое страшное место в околотке») к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех. Вначале это вызывало протест в растущем мальчике, и тогда он убегал в запрещённое место («самое страшное место в околотке») к оврагу, откуда его сразу возвращали в заботливые руки любящих родителей. Интерес ребёнка ко всему необычайному пытаются подавить, желая сделать его похожим на всех.
В полдень жизнь здесь замирает, жители ложатся отдыхать, и даже собаки забиваются в свои конуры и не хотят их покидать. «Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души».
Эту картину детства героя видит читатель глазами Обломова, уже зрелого человека, которого никак (даже во сне) не отпускает родина, взрастившая в нём ленность души и тела.
Потом герой видит себя мальчиком уже лет четырнадцати. Теперь он учится у немца Штольца управляющего соседнего села Верхлёва. Учиться Илюше некогда, то гости приезжали, то объяснялось, что «на Фоминой неделе не учатся», господа считают знание и обучение барчонка неприятной необходимостью, как и всякий труд.
Обломовцы верят в пророческие сны, а страшные сны приводят в ужас всю деревню. К новизне обломовцы испытывают такой страх, что, например, пришедшее письмо пролежало несколько дней под замком. Гончаров считал, что вредное воздействие на Обломова оказал и фольклор, в произведениях которого герои и богатыри побеждают препятствия без труда, волшебным образом. Фольклорная гиперболизация в духе русских былин или Гомера проявилась в восприятии и изображении спящей Обломовки и её обитателей. Да и сон Обломова на диване представлен богатырским.
Вывод: Сон Обломова, в котором читатель видит детство героя, объяснение характера Обломова. Обломовка, «обломовщина» «...одно слово, а какое ядовитое!» Это сущность Обломова, это типичность русской жизни. Обломовка постепенно и незаметно заглушила все хорошие качества и стремления. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной в романе: «...всё началось с неумения надевать чулки, а окончилось неумением жить».
Сны Раскольникова как средство раскрытия образа и авторской позиции в романе Достоевского «Преступление и наказание».
В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях многих других русских писателей, встречаются описания снов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В «Преступлении и наказании» сны видит Родион Раскольников.
Роль снов в раскрытии внутреннего мира Раскольникова. Каждый из снов имеет своего «двойника» в реальной жизни
Первый сон Раскольникова «Страшный сон приснился Раскольникову...» Здесь символически описан момент потери героем веры и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.
Первый сон Раскольникова отражение его внутреннего состояния перед убийством, состояние болезненного восприятия несправедливости мира, мира униженных и оскорбленных. Сон об убийстве лошади ( в восприятии ребенка) характеризует бесчеловечность этого мира, а также доброту самого Раскольникова, имеет композиционного двойника смерть Катерины Ивановны («Заездили клячу») ;
Главная мысль эпизода заключается в неприятии убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном герой думает о полезности убийства старухи- процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое.
Второй сон Раскольникова «Он забылся... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли...» В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он бьет и бьет по голове старушонку, но его удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над" ним смеются. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо.
Второй сон Раскольникова (об избиении квартальным квартирной хозяйки Раскльникова),с одной стороны, продолжение темы беззакония этого мира, с другой стороны, предощущение будущей отрезанности героя от людей, т.е. его наказания. Композиционный «двойник» убийство старухи процентщицы и Лизаветы.
Вывод:. Прислушайся Раскольников не к зову ума, а к зову сердца, прозвучавшему в первом и втором снах, - страшное преступление не свершилось бы.
Третий сон Раскольникова « «Ему грезилось в болезни...» Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. «Раскольников понимает, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей».Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.
Третий сон Раскольникова аналог реального убийства, вторичное проживание содеянного. Ожившая старуха ( литературный двойник старой графини из «Пиковой дамы» А.С.Пушкина) символ поражения теории героя.
Последний сон Раскольникова (герой видит его на каторге) аллегорическое воплощение реализации теории, символ освобождения героя из-под власти теоретических построений, возрождения его к жизни. Литературный аналог философский трактат Вольтера о безумии человечества. Этот сон не имеет реального композиционного двойника, что символично. Раскольников отказывается от теории она не может осуществиться.
Значение снов Раскольникова: Сон – повтор убийства. Обстановка – царство мёртвых. Но все мертвы только для Родиона – для остальных мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше толпы. Он – Наполеон, гений. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попыткой изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним.
И именно признание своей вины в конце эпилога освободит его от того тяжелого мрака, в который он погружен на протяжении всего романа Таким образом, сны героя помогают читателю понять глубину образа, его неповторимость. С другой стороны, отчетливо слышим голос автора, не- преемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.
Вывод В русской литературе сны всегда играли не меньшую, а иногда и большую роль, чем реальная действительность. Многие авторы делали сон полноценным действующим лицом своих произведений. Сны позволяют лучше понять характеры их героев, причины их поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не сковано внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон.
Библиографический список «Преступление и наказание» - Ф.М. Достоевский, 1966 Статья «Сны Раскольникова» (социальный психоанализ от Сергея Выгонского, выпуск 12), 2005 «Обломов» - И.А.Гончаров, 1959