Христианский аспект темы детства в произведениях Ф.М.Достоевского и А.П.Чехова Автор: Осокина Елена Школа 574
Цель: проследить социальный аспект развития темы детства в русской истории, произведениях русской литературы XIX века; какие пути решения проблемы предлагают общественные деятели и авторы литературных произведений. Методы: чтение и анализ научной литературы; анализ статистических данных; чтение и анализ произведений Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и А.П.Чехова «Ванька»
Задачи 1.Сравнить интерпретацию темы детства в произведениях русской литературы XIX века. 2.Выявить характерные черты темы детства в произведениях Ф.М.Достоевского и А.П. Чехова. 3.Сделать выводы о путях решения проблемы в художественной литературе и в жизни общества.
Тема детства, беспризорности актуальна во все времена. Именно эту тему в своих произведениях и вынесли на суд общественности Ф.М. Достоевский и А.П.Чехов
Социальное сиротство – это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей.
Великий князь Владимир I заботился о прокормлении сирот, раздавал убогим, странникам великую милостыню
«Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормить, снабдите сироту»
В царствование Ивана IV в круг задач государственного правления входило призрение бедных и страждущих, куда входили и дети-сироты
Борис Годунов «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным»
При царе Алексее Михайловиче были созданы приказы, специально занимавшиеся презрением бедных и сирот
Петр I своим Указом от 4го ноября 1715 года предписал устраивать в Москве и других городах госпитали «для зазорных младенцев»
Заметное место в деятельности Екатерины II занимает создание специальных учреждений для брошенных детей
Павел I издал Указ о выдачи пособия бедным матерям
При Марии Федоровне в 1807 году появляется «городское воспитание»
Тема детства в произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
…это они ходят «с ручкой», воровство превращается в страсть, а желание вырваться из затянувшего их круга толкает на путь бродяжничества
«Вот и опять улица, - ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!»
«- Это "Христова елка", - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были все такие же, как он…» «- Это "Христова елка", - отвечают они ему. - У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки... - И узнал он, что мальчики эти и девочки все были все такие же, как он…»
«Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул!»
Ф. М. Достоевский писал: «младенец Иисус, рожденный в пещере и положенный в кормушку для скота, воспринимался как защитник всех обездоленных, бедняков и,в первую очередь, детей.»
Тема детства в произведении А.П.Чехова «Ванька»
«Над ним насмехаются подмастерья, его бьют и не кормят хозяева…»
… перед нами сюжет о светлом рождественском чуде
«… и Млечный Путь вырисовываетс я так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом…»
«Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях»
… Ванька видит окна церкви, на которые «щурит глаза» из темноты его дедушка
Появляется рождественская елка, за которой «по сугробам идут Ванюшка и дед»
1.Оба произведения объединены одной общей темой – темой детства и сиротства; но А.П.Чехов и Ф.М.Достоевский раскрыли эту тему по-разному: сиротство социальное в произведении Достоевского и духовное в произведении Чехова. 2.В обоих произведениях события происходят под Рождество, а дети несчастливы. 3.И у А.П.Чехова, и у Ф.М.Достоевского на протяжении всего произведения прослеживаются христианские мотивы. Помочь таким детям может только милосердный Христос, а не люди, их окружающие. ВЫВОД
Таким образом, как показывает анализ истории беспризорности, произведений художественной литературы, призрение детей- сирот в России развивалось в нескольких направлениях: государственном, государственно- общественном, церковном и частном. Однако в условиях кризиса 90-х годов XX века Россия оказалась неспособной справиться с проблемой беспризорности.
1)Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»-художественное произведение, вошедшее в «Дневник писателя» 2)А.П.Чехов «Ванька» 3)4)Михаил Дунаев «Православие и русская правда»-Крутицкое патриаршее подворье,1997 г.Москва 5) Дунаев М.М. Виртуальное литературоведение // 6)Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Дети улицы. Растущая трагедия городов / Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. - М., С. 38 7) Нечаева А.М. Детская беспризорность – опасное социальное явление // Государство и право, С Список использованной литературы