Поездка Гончарова в Англию(«Где же человек?»).В мире механицизма Штольц – человек разума,Обломов- человек души Идейные поиски Гончарова Заключение
Наступление новой экономической эпохи – капитализма, где ценность человека нивелируется, он превращается в придаток механизма, забывая о своей индивидуальности и корнях,- заставило И.А.Гончарова обратиться к теме «лишнего» человека.
Определить историческую обстановку и быт России 19 века Проанализировать, какие исторические факты нашли отражение в романе «Обломов»
В октябре 1852 участие в кругосветной экспедиции в качестве секретаря адмирала Путятина. Отправляется на военном фрегате «Паллада». Свои впечатления писатель изложит в книге «Фрегат Паллада».Во время ремонта корабля Гончаров ездил в Лондон,где познал Западную цивилизацию с её техническими и социальными достижениями. Разумный порядок привёл его сначала в восторг. Но писатель увидел и разрушительную силу капитализма- разлад человека и природы. Гончаров хотел отправить Обломова тоже в путешествие, но основная идея романа не предполагала выхода за пределы его натуры и мира. Автор исследует мир души и разума :что лучше в мире купли – продажи – золотое сердце или холодный расчёт?
В основе образов Обломова и Штольца антитеза – это противопостановление двух миров: фантазии, оторванной от реальности, но верной себе, и действительности с её карьеризмом, коммерциализацией. Обломов – человек переходной эпохи: от патриархальной усадебной жизни в жизнь буржуазного Петербурга и перехода из существования сна детства в реальную жизнь, которая подразумевает личностное начало, способность мыслить индивидуально.
Современники Гончарова видели в Штольце чужеродность. А.В. Дружинин считал его лишним в романе, ошибкой писателя. Н.Д. Ахшарумов представлял Штольца ирреальным, ещё одним сном Обломова, поскольку, расходясь с Ильёй Ильичом, он приходит к прототипу «обломовщины»,т.е. весь прогресс Штольца – движение по кругу, не выводящие на новые исторические пути.
Обломов –лишний человек, единственный, пытающийся преодолеть свою лишность,однако принял на себя чужое слово – «обломовщина»- и погиб под его тяжестью, оно привело к смерти личности. На мой взгляд, кризис гуманистической философии Гончарова в том, что он пытался преодолеть зеркальным образом Штольца недостатки поколения лишних людей. Соединение чувства и ума должно было дать представление о человеке будущего.
Штольц –человек разума Обломов – человек души Активный: «Он беспрестанно в движении : понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его». Двигатель прогресса Жизнь – реальность Экстравертность Аскетизм отца Отсутствие матери, мечта о сердечности в отношениях Приход к идеалу Обломова Гармоническое развитие Статика, но хранитель духовного в человеке : «Честное, верное сердце. Это его природное золото» Жизнь – иллюзия Уход в собственный мир: «Любил уходить в себя и жить в созданном им мире» Интравертность Отсутствие практицизма, неумение жить Уход из жизни Смерть Угасание
С одной стороны – гармония, уравновешенность, с другой – дисгармония, разрушение, упадок. Возвеличивание «естественного человека»– трагедия замкнутости, обособленности. А всё это вместе составляет одну судьбу, один характер, живущий в переходную эпоху от «сна» к пробуждению. Чтобы достичь идеала, нужно обладать силой ума и глубиной чувств – в этом основная мысль писателя, стремящегося исправить мир на просветительских началах. «Золотое сердце»осветило истинный путь к гармонии, любви в рациональном мир.