Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, 2008 1/ 10 Лекция 13. Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены Содержание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моделирование рынка: оценивание функций Торнквиста (с) Н.М. Светлов, / 10 Лекция 12. Моделирование рынка: оценивание функций Торнквиста Содержание.
Advertisements

Понятие об эконометрическом моделировании (с) Н.М. Светлов, 2007 Лекция 11. Понятие об эконометрическом моделировании Содержание лекции: Постановка задачи.
Лекция 3. Математические методы в логистике Содержание лекции: 1. Формулировка общей задачи управления запасами Формулировка общей задачи управления запасами.
Линейная модель парной регрессии и корреляции. 2 Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального.
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 21. Тема: Моделирование и прогнозирование покупательского.
Лекция 4. Теория двойственности Содержание лекции: 1. Двойственная задача линейного программирования Двойственная задача линейного программирования Двойственная.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Лекция 8: Метод группового учёта аргументов (МГУА) Метод наименьших квадратов Общая схема алгоритмов МГУА Алгоритм с ковариациями и квадратичными описаниями.
1. Основы теории спроса и предложения [12 марта]. 2. Эластичность спроса и предложения [20 и 28 марта]. 3. Равновесие рынка. Излишки потребителей и производителей.
Постановка задачи нелинейного программирования. Теорема Куна-Таккера (с) Н.М. Светлов, 2007 Лекция 7. Постановка задачи нелинейного программирования. Теорема.
Лекция 5. Транспортные задачи и задачи о назначениях Содержание лекции: 1. Формулировка транспортной задачи Формулировка транспортной задачи Формулировка.
Спрос и предложение Величина Спроса объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы Величина Спроса объем товара определенного.
Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения)
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
Эконометрика Лекция 1. Введение.
ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.. Целью деятельности любой фирмы является максимизация экономической прибыли. Целью деятельности любой фирмы является максимизация.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Лекция 2 Часть I: Многомерное нормальное распределение, его свойства; условные распределения Часть II: Парная линейная регрессия, основные положения.
Регрессионный анализ. Основная особенность регрессионного анализа: при его помощи можно получить конкретные сведения о том, какую форму и характер имеет.
Транксрипт:

Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10 Лекция 13. Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены Содержание лекции: 1. Подходы к моделированию зависимости спроса от цены 2. Формулирование модели зависимости спроса от цены 3. Оценивание параметров функции спроса от цены методом максимальной энтропии (GME)

Литература Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Федосеева. – 2 е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, – п.7.1…7.3, 8.1. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Федосеева. – 2 е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, – п.7.1…7.3, 8.1. Golan A., Judge G., Miller D. Maximum entropy econometrics: Robust estimation with limited data. J. Wiley & Sons, Golan A., Judge G., Miller D. Maximum entropy econometrics: Robust estimation with limited data. J. Wiley & Sons, Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10

13.1. Подходы к моделированию зависимости спроса от цены По числу переменных По числу переменных Зависимость спроса от одной цены одного товара Зависимость спроса от одной цены одного товара y = f (p) y = f (p) Зависимость спроса на товар от цен на субституциональные и комплементарные товары Зависимость спроса на товар от цен на субституциональные и комплементарные товары y = f (p) y = f (p) Зависимость спроса на множество товаров от их цен Зависимость спроса на множество товаров от их цен y = f(p) y = f(p) Если уравнения системы не имеют общих параметров, они оцениваются по отдельности Если уравнения системы не имеют общих параметров, они оцениваются по отдельности Если два уравнения или более содержат один и тот же параметр, используют процедуры оценивания системы уравнений (например, ITSUR) Если два уравнения или более содержат один и тот же параметр, используют процедуры оценивания системы уравнений (например, ITSUR) Часто предусматривают: Часто предусматривают: зависимость спроса на суммарное количество субституционарных товаров от их цен;зависимость спроса на суммарное количество субституционарных товаров от их цен; зависимость спроса на один из комплементарных товаров от другогозависимость спроса на один из комплементарных товаров от другого Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10

13.1. Подходы к моделированию зависимости спроса от цены Дополнительные факторы, включаемые в зависимость: Дополнительные факторы, включаемые в зависимость: сезон сезон местоположение местоположение группа покупателей группа покупателей Наиболее распространённые эмпирические спецификации Наиболее распространённые эмпирические спецификации Степенная функция Степенная функция форма с постоянной эластичностью форма с постоянной эластичностью y = αp β y = αp β Линейная функциональная форма Линейная функциональная форма самая простая процедура оценивания самая простая процедура оценивания наименьшее количество условностей наименьшее количество условностей y = a 0 + a 1 p y = a 0 + a 1 p ПРОБЛЕМА: практически невозможно обеспечить независимость статистического наблюдения от прочих факторов ПРОБЛЕМА: практически невозможно обеспечить независимость статистического наблюдения от прочих факторов В частности, от цен на другие товары и от цен других поставщиков В частности, от цен на другие товары и от цен других поставщиков Модель может быть адекватной лишь до тех пор, пока прочие факторы, повлиявшие на данные, остаются неизменными Модель может быть адекватной лишь до тех пор, пока прочие факторы, повлиявшие на данные, остаются неизменными Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10

13.2. Формулирование модели зависимости спроса от цены Пример Пример Организация является единственным поставщиком двух видов товаров (1 и 2) в четыре торговых дома Организация является единственным поставщиком двух видов товаров (1 и 2) в четыре торговых дома Данные торговые дома не торгуют товарами, конкурирующими с данными товарами либо комплементарными им Данные торговые дома не торгуют товарами, конкурирующими с данными товарами либо комплементарными им Данные товары и их аналоги не предлагаются другими торговыми организациями Данные товары и их аналоги не предлагаются другими торговыми организациями Товары 1 и 2 комплементарны Товары 1 и 2 комплементарны Задача: обосновать оптимальные цены и объёмы продаж для каждого торгового дома Задача: обосновать оптимальные цены и объёмы продаж для каждого торгового дома Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10

13.2. Формулирование модели зависимости спроса от цены Исходные данные Исходные данные Данных слишком мало для использования метода наименьших квадратов! Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10

13.2. Формулирование модели зависимости спроса от цены Предположение: доход, выделяемый на приобретение продуктов 1 и 2 в совокупности, зависит только от номера торгового дома и от сезона: Предположение: доход, выделяемый на приобретение продуктов 1 и 2 в совокупности, зависит только от номера торгового дома и от сезона: y 1n и y 2n – спрос w 1n и w 2n – цены d kn – dummy-переменные, равные 1, если номер торгового дома равен k, или 0 в противном случае t n – номер квартала Предположение: при вышеуказанном условии спрос на один из продуктов зависит от спроса на другой и от соотношения цен на них: Предположение: при вышеуказанном условии спрос на один из продуктов зависит от спроса на другой и от соотношения цен на них: Отсюда при заданных w, d и t можно найти y 1 и y 2 n – номер наблюдения Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10

13.3. GME-оценивание параметров функции спроса от цены Каждый оцениваемый параметр и каждую ошибку представляем линейной комбинацией пары опорных значений Каждый оцениваемый параметр и каждую ошибку представляем линейной комбинацией пары опорных значений a i = a i1 p ai +a i2 (1–p ai ) b i = b i1 p bi +b i2 (1–p bi ) ε n = ε n1 p εn +ε n2 (1–p εn ) ζ n = ζ n1 p ζn +ζ n2 (1–p ζn ) Опорные значения подбираются так, чтобы в отсутствие связывающих условий (то есть при p ?? =0,5) значения параметров были равны нулю Опорные значения подбираются так, чтобы в отсутствие связывающих условий (то есть при p ?? =0,5) значения параметров были равны нулю a i – ±максимальная выручка от продаж обоих товаров a i – ±максимальная выручка от продаж обоих товаров b 1 – ±max(y 1n /y 2n ); b 2 – ±max(y 1n ·w 2n /w 1n ) b 1 – ±max(y 1n /y 2n ); b 2 – ±max(y 1n ·w 2n /w 1n ) ошибки – следуя правилу 3σ от соответствующей эндогенной (зависимой) переменной ошибки – следуя правилу 3σ от соответствующей эндогенной (зависимой) переменной Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10

13.3. GME-оценивание параметров функции спроса от цены Максимизируем функцию суммарной энтропии весов опорных значений Максимизируем функцию суммарной энтропии весов опорных значений В отсутствие связывающих условий максимум достигается при равных весах В отсутствие связывающих условий максимум достигается при равных весах Пример: =-СУММ(J6:M21*ЕСЛИ(J6:M21

13.3. GME-оценивание параметров функции спроса от цены Результаты (по вышеприведённым данным) Результаты (по вышеприведённым данным) Увеличение спроса на второй продукт на единицу снижает спрос на первый на 0.6 Увеличение относительной цены на первый продукт приводит к росту спроса на него (как для товаров Гиффина) из-за вытеснения менее полезного заменителя В течение года спрос на весь ассортимент растёт. Наибольший спрос – в четвёртом квартале Наиболее склонны к покупкам данных товаров покупатели четвёртого торгового дома, наименее - третьего Из полученной системы уравнений при известных ценах можно получить величину спроса на каждый товар, при известных уровнях спроса – обе цены. Например, при ценах 30 и 40 у.е. в торговом доме 4 в 4-м квартале ожидаемый спрос на первый товар составит 10(,313) ед., на второй – 94 (93,566) ед. Моделирование рынка: оценивание функций спроса от цены (с) Н.М. Светлов, / 10