Интегрированный урок развития речи Этюд как вид творчества на уроках русского языка и изобразительного искусства Этюд как вид творчества на уроках русского языка и изобразительного искусства Выполнил: Дронова И.В Выполнил: Дронова И.В
Цели: Познакомить учащихся с этюдом как жанром творчества. Создать определенное настроение для написания сочинения-этюда. Развивать и обогащать лексический состав речи учащихся в процессе творческой работы. Оборудование: плакаты с высказываниями, рисунки учащихся, произведения живописи, магнитофон.
Ход урока 1) Организационный момент. 1) Организационный момент. 2) Вступительное слово учителя 2) Вступительное слово учителя А) подготовка учащихся к восприятию темы сочинения, объяснение задач сочинения А) подготовка учащихся к восприятию темы сочинения, объяснение задач сочинения Учащиеся вместе с учителем читают строки из стихотворения А. С. Пушкина: Учащиеся вместе с учителем читают строки из стихотворения А. С. Пушкина: Октябрь уж наступил, Октябрь уж наступил, Уж роща отряхает Уж роща отряхает Последние листы Последние листы С нагих своих ветвей… С нагих своих ветвей… Учитель. Тема нашего урока, как вы уже догадались,- «Осень». Это вечная тема в творчестве поэтов и писателей, вечная тема любого вида искусства. Давайте познакомимся с высказываниями об осени (плакаты на доске) Учитель. Тема нашего урока, как вы уже догадались,- «Осень». Это вечная тема в творчестве поэтов и писателей, вечная тема любого вида искусства. Давайте познакомимся с высказываниями об осени (плакаты на доске)
Дети выразительно читают: Уже румянит осень клены. (А. Майков) Уже румянит осень клены. (А. Майков) В саду горит костер рябины красной.(С. Есенин) В саду горит костер рябины красной.(С. Есенин) Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К.Бальмонт) Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К.Бальмонт) Роняет лес багряный свой убор.(А. Пушкин) Роняет лес багряный свой убор.(А. Пушкин) И т.д. И т.д. Учитель. Осень многолика, многогранна. То она предстает бурной, радостной, в ярких красках на пиру лебединой песни природы, то она грустит, тоскует, плачет на полотнах мастеров кисти и в музыкальных произведениях. Учитель. Осень многолика, многогранна. То она предстает бурной, радостной, в ярких красках на пиру лебединой песни природы, то она грустит, тоскует, плачет на полотнах мастеров кисти и в музыкальных произведениях. Вот какой увидел осень итальянский композитор 18 века Антонио Вивальди.(Прослушивание фрагмента). Вот какой увидел осень итальянский композитор 18 века Антонио Вивальди.(Прослушивание фрагмента). А вот «Октябрь» П. И. Чайковского.(Прослушивание) А вот «Октябрь» П. И. Чайковского.(Прослушивание) Сегодня наша задача- познакомиться с этюдом как видом словесного творчества. Сегодня наша задача- познакомиться с этюдом как видом словесного творчества.
3) Словарная работа: этюд (Франц.) Знакомство с тремя значениями. Учитель. Мы с вами остановимся на последнем значении этого слова. Наша цель – живое впечатление от объекта, служащее предметом наблюдения, оформить словесно, т. е. написать сочинение-этюд. Учитель. Мы с вами остановимся на последнем значении этого слова. Наша цель – живое впечатление от объекта, служащее предметом наблюдения, оформить словесно, т. е. написать сочинение-этюд. Первой известной попыткой использования сочинения – этюда в практике обучения считать факт из жизни А.С.Пушкина. Что мы с вами узнали на уроках литературы, знакомясь с биографией и творчеством поэта? Первой известной попыткой использования сочинения – этюда в практике обучения считать факт из жизни А.С.Пушкина. Что мы с вами узнали на уроках литературы, знакомясь с биографией и творчеством поэта? Ответы учащихся. Ответы учащихся.
4) Лингвистическая подготовка к сочинению. Цветовая гамма Цветовая гамма Характер погоды Характер погоды Впечатление Впечатление Оценка Оценка А) Учитель и учащиеся педлагают варианты начала, дают словесный рисунок, подбирают эпиграф. А) Учитель и учащиеся педлагают варианты начала, дают словесный рисунок, подбирают эпиграф. 5) Самостоятельная работа учащихся – создание этюда – описания (обязательно под « тихий фон»- музыку.) 5) Самостоятельная работа учащихся – создание этюда – описания (обязательно под « тихий фон»- музыку.) В конце урока учитель читает два-три сочинения. В конце урока учитель читает два-три сочинения.