Культура эпохи Петра Великого МОУ «Средняя общеобразовательная школа 9 с углубленным изучением иностранных языков г. Дубны Московской области» Учитель истории и обществознания Татьяна Николаевна Кузнецова
.
1.Просвещение и образование 2. Наука 3. Художественная культура 4. Новое в быту 5. Значение изменений в области культуры.
Докажите, что в результате реформ Петра I, культурная жизнь страны кардинально изменилась.
Арифметика Л. Магницкого Чтобы дворяне не уклонялись от учебы, Петр запретил священникам венчать их без справки об образовании Чуть позже стали появляться школы для дворянских детей. Развитие образования потребовало издания учебников. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л. Магницкого.
пе В 1703 г.Была издана 1-я русская газета- «Ведомости». Для облегчения образования в 1710 г. Петр вместо церковного шрифта ввел более удобный- гражданский.
Самодержавною рукой Он смело сеял просвещение, Не призирал страны родной: Он знал её предназначенье. (А.С. Пушкин)
Реформы требовали грамотных специалистов. Петр начал с посылки дворян за границу, но вскоре в стране появились бессословные школы. В 1701 г в Москве открылась Навигацкая школа, где изучались практические дисциплины. Затем появились Инженерная, Артилерийская, Медицинская и др.школ
Развитие экономики способствовало развитию науки создана горноразведочная служба открытие медного месторождения на Урале открыт Аптекарский огород в Москве создание А.Нартовым 1-го в мире токарного станка.
Здание Кунсткамеры 1707-открыт 1-й госпиталь и медицинская школа открыта обсерватория в Москве составлена карта звездного неба открыта для публичного посещения Кунсткамера испытание подводной лодки открытие Академии наук.
Художественная культура Портрет ПетраI И. Никитин В н.18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства. Большого развития получил жанр портрета. Наряду с приглашенными иностранцами большим мастером в этом направлении стал И.Никитин, создавший портреты Петра и его соратников.
Архитектура Архитектура эпохи создавалась в основном в Петербурге. Наряду с иностранцами- Д. Трезини, Б.Растрелли работали и русские зодчие - И.Коробов, М.Земцов. Наиболее знаменитыми сооружениями эпохи были: Кунсткамера, Дворец Меньшикова, Петропавловский собор.
Петр стремился привить в России европейские обычаи. Уже в к.17 в. он стал появляться в европейском платье, которое в 18 в. стало обязательным для государственных служащих.
Петр заботился о привитии хороших манер среди бояр, обучал из правилам этикета. В стране появились чай, кофе, табак,.
( полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» ) русский литературно- педагогический памятник начала XVIII века
Для тех кто не хотел расставаться с русским платьем Петр придумал налоги, например «Бородовые деньги».
Указ о бритье бород и усов. 16 января 1705 г. О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков
С 1700 г. Россия стала отмечать новый год и вести счет лет по европейскому образцу
Реформа в области быта С 1718 г. Петр начал собирать ассамблеи, куда чиновники должны были являться с женами. На Ассамблеях играли на музыкальных инструментах, играли в игры, танцевали вели светские и политические беседы.
Главные черты культуры эпохи Петра I Усиление светских начал и активное насаждение западноевропейских образцов Зародилась и развивалась отечественная наука Оформилась система образования Культура петровского времени соединяла в себе новации ПетраI и традиции прежней Руси Расцвела художественна я культура
Какие условия способствовали развитию русской культуры в петровскую эпоху ускоренными темпами? Какую роль сыграло в это время влияние западноевропейской культуры? Как вы можете оценить роль Петра I в развитии русской культуры этого времени? Какие новые направления и почему появляются в русской культуре этого времени? Дайте характеристику всем направлениям культурного развития XVIII в., обратив внимание на новшества и причины их появления.