"Умение обращаться с людьми - это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете..." Дж.Д.Рокфеллер
Цель работы: анализ корпоративной культуры – её сущности, предназначения Задачи: 1. Выбрать источники информации. 2. Рассмотреть типы корпоративной культуры. 3. Проанализировать этапы развития корпоративной культуры. 4. Разработать кодекс корпоративной культуры своей организации
Термин "корпоративная культура" впервые применил немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. Корпоративная или организационная культура – это система ценностей конкретного предприятия, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала.
Феномен корпоративной культуры реален и имеет большое значение для общества в целом. Ели мы хотим использовать это понятие на благо общества, организации и личности, необходимо вычленить его из ряда ему подобных, дать ему четкие определения и построить его теоретическую базу. Понятие корпоративной культуры достаточно ново для России, хотя уже давно и активно исследуется за рубежом.
Корпоративная культура в понимании современных бизнесменов Любая организация, если хотите - мозг. Его левое полушарие – организационная структура, штатное расписание, должностные обязанности, система управления. А правое полушарие - это культура организации: нормы поведения, ценности, обычаи, ритуалы и табу, принятые в коллективе.
Д.Моутон-Р.БлейкС.ХандиД. Зонненфельд Загородный клуб Власть подчинение Организационное управление Групповое управление или команда Обедненное управление Культура власти Культура роли Культура задачи Культура личности Бейсбольная команда Клуб Академия Крепость
Загородный клуб Главный девиз: «Чтобы все были довольны». Власть – подчинение «У нас не болеют. Свои проблемы оставь дома». Организационное управление «Все должно быть в соответствии с процедурой». Групповое управление или команда «Мы - одна команда, стремимся к высоким целям». Обедненное управление «Пусть не платят, зато и работать не заставляют»
Типология корпоративной культуры, предложенная Джеффри Зонненфельдом "Бейсбольная команда" возникает в ситуации, где принимаются рискованные решения, где реализуется немедленная и непосредственная взаимосвязь с внешней средой. "Клубная культура" характеризуется лояльностью, преданностью, сработанностью, командной работой. "Академическая культура" предполагает постепенный карьерный рост сотрудников внутри компании. «Оборонная культура», «Крепость» может возникнуть в ситуации необходимости выживания.
Определение миссии организации. Определение основных базовых ценностей. Формулировка стандартов поведения членов организации на основе базовых ценностей. Традиции и символика организации, отражающие все выше перечисленное.
Все эти шаги и их результаты очень удобно и целесообразно описать в документе. Существует много вариантов названий: Корпоративное руководство Кодекс корпоративной культуры Корпоративные стандарты Офисная книга Книга предприятия
Первыми универсальными кодексами были своды религиозных правил. Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Понятие "русский купец" ассоциировалось с честностью, порядочностью человека. Слово купецкое было дороже всего на свете. Выше всего Прибыль, но Честь - выше прибыли - девиз русских купцов.
Чуть позже стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Например, Кодекс самурая «Бусидо». Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей.
Разработка кодекса по принципу "Назло бабушке отморожу уши" В некоторых организациях Кодекс пишут некие внешние консультанты. Затем предъявляют его персоналу, как повестку в прокуратуру - без обсуждения и пытаются внедрить ее огнем и мечом. Реакция коллектива, как у маленьких детей: «Назло бабушке отморожу уши». Такое внедрение корпоративной культуры - акт насилия.
Рекомендации 1.Создать рабочую группу 2. Изучить мнение коллектива 3. Разработать кодекс 4. Обсудить на общем собрании коллектива 5. Знакомить новых сотрудников при приеме на работу
Нужен ли Корпоративный кодекс вообще – определяет первое лицо компании. Кодекс обязательно должен быть красиво издан типографским способом. Кодекс- это корпоративный стандарт, и создается он на долгие годы
Кодекс корпоративной культуры моей организации Тип корпоративной культуры – «Бейсбольная команда» Миссия организации: Содействовать развитию туристической индустрии в Кургане и в России. Удовлетворять запросы клиентов по организации отдыха.
Главная ценность нашего Агентства наши клиенты. Наши клиенты – это все те, кто позвонил нам, пришел к нам, все те, кто когда-либо приобретал у нас путевки. Постоянные клиенты становятся нашими друзьями, которые могут рассчитывать на существенные скидки. Люди, работающие в Агентстве, - это ценный актив позволяющий развиваться и достигать поставленных целей.
Русский историк В. Безобразов, отмечал черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства: чувство меры практический расчет самообладание трезвость характера сила воли Именно эти черты и будут определять стандарты поведения и успех моей компании
Прием на работу – открытого типа. Стиль руководства – демократический. Отношения к клиентам любезное, сотрудники не могут даже пищу принимать, если не уверены, что клиент удовлетворен абсолютно. Членом Агентства не может быть человек, у которого родственники работаю в конкурирующих фирмах. Форма одежды – деловой стиль. Социальный пакет.
И в заключении Чем больше корпоративный кодекс напоминает кодекс уголовный, тем меньше у сотрудников желания ему следовать. Скучные, догматичные и объемные кодексы сотрудники никогда не читают. Корпоративная культура отвечает на вопрос: "Как мы себя ведем?"
В ходе исследовательской работы Получила огромное удовольствие при изучении исторических сведений. Особый восторг вызывали элементы корпоративной культуры разных компаний.