Культура Руси XIV-XV вв.. Особенности культуры XIV-XV вв. Замедление темпов культурного развития вследствие татаро- монгольского нашествия Некоторое обогащение,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура Руси XIV-XV вв.. Особенности культуры XIV-XV вв. Замедление темпов культурного развития вследствие татаро- монгольского нашествия Некоторое обогащение,
Advertisements

Из летописи «Слово о погибели земли русской» "О! Светло-светлая, красно- украшенная Земля русская наша! Дивное диво озёра твои, Потоки бурливые, реки,
Культура Русских земель веков. 1. Особенности развития русской культуры в XIV – XVI вв. 1.Преодоление культурной разобщенности русских земель; 2.Господство.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
{ Ж ИВОПИСЬ в XIV-XVI веках.. { Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к веку достигла наивысшего расцвета. В современной.
Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа» Архитектура во второй половине 13 – середине 15 века. Подготовила ученица 6 класса ученица 6 класса Галузина.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Архитектура и живопись в XIV – XVI веках Культурное возрождение Руси.
Культура Руси X- XV. Жанры и тематика древнерусской литературы Летописи Жития святых Поучения и наставления Слово Хождения Повести Произведения о борьбе.
XIV век Расцвет новгородской архитектуры послемонгольского периода приходится на вторую половину XIV начало XV века. К высшим достижениям новгородских.
Культура Московской Руси. Предисловие Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV- XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается.
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА Автор: О.Р.Солодова МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Искусство Древней Руси О, светло светлая и красно – украшенная земля русская. Слово о полку Игореве.
15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Творчество Феофана Грека. Работа в Новгороде. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения.
Транксрипт:

Культура Руси XIV-XV вв.

Особенности культуры XIV-XV вв. Замедление темпов культурного развития вследствие татаро- монгольского нашествия Некоторое обогащение, благодаря взаимодействию древнерусской и восточной культур Сохранение некоторых старых культурных центров (Новгород, Псков) и появление новых – Москва, Тверь

Основные идеи Тема феодальной раздробленности Тема татаро-монгольского нашествия, его последствий Тема ликвидации ордынского ига через собирание русских земель

Архитектурный стиль Новгорода в 14 – 15 вв. В 13 веке храмовое строительство полностью переходит от князей к самим новгородцам. Церковные здания возводятся на средства горожан. Во второй половине 13 века каменное строительство полностью замерло (натиск с северо- запада, дань орде). Первой возобновила каменное зодчество Тверь. А за ней Новгород. Уже в 1292 году новгородцы строят церковь Николы на Липне, а в 14 столетии создается ряд храмов, отличающихся завершенностью и зрелостью архитектурных форм. Новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Небольшие четырехстолпные одноглавые храмы с почти кубическими пропорциями здания. Храм был расчитан на небольшую группу прихожан одной улицы. Они же собирали деньги на его строительство. Новгородские мастера отказались от закомар, апсиду опустили до середины стены в пользу трехлопастного покрытия – излюбенный зодчих вв., символом новгородского стиля. Плинфа не использовалась, выкладывали храм из грубо отесанного известняка и валунов. Это придавало стенам волнистую поверхность. Храмы производят двойственное впечатление. С одной стороны, от невысоких кряжистых церквей исходит дыхание грубоватой силы, с другой – изящество декора и продуманность форм говорят о высокой культуре зодчества.

«Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы» И.Э.Грабарь

Архитектура. Новгородская школа Церковь Николы на Липне (1292) Новгород

Церковь Фёдора Стратилата Церковь Спаса Преображения на Ручью (1360 г.) на Ильине улице (1374 г.)

Церковь Власия Церковь Симеона Богоприимца (1407 г.) в Зверине монастыре (1467 г.)

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) Церковь Петра и Павла на Славне (1367 г.)

Городская (светская) архитектура Новгорода В Новгороде помимо церковной развивалась светская архитектура. Уже в начале 13 века город располагал каменной крепостью – Детинцем. В 15 веке на Владычном дворе была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре.

Башня «Часозвоня» 1423 г. Башня Кокуй Детинца 15 век

Ярославово дворище Владимирская башня Детинца Торговая сторона

Грановитая палата на Владычином дворе.15 век

Грановитая палата

Иконопись. Новгородская школа. Пророки Даниил, Давид и Соломон

Битва Новгородцев с суздальцами

Обострение отношений Новгорода с Москвой во второй половине 15 века вызвало появление иконы «Битва новгородцев с суздальцами» (Чудо от иконы «Знамение»). Она воспринимается как историческая картина. Тема ее поражение суздальского войска под стенами Новгорода в 1169 г. Икона должна была вызывать чувство местного патриотизма и вдохновлять на борьбу за сохранение независимости Новгорода, которому в трудный час приходили на помощь силы небесные. Таков публицистический подтекст иконы.

Святой Никола Устюжское Благовещение

Спас Нерукотворный Вторая половина 12 века. Новгород Прославление Креста. (Оборотная сторона иконы «Спас Неруковтворный». Вторая половина 12 века. Новгород)

Зодчество Пскова Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося в середине 14 века от Новгорода и ставшего центром самостоятельной феодальной республики. Больших успехов достигли местные зодчие в крепостном строительстве. В 1330 году возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура города имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны, почти лишены декоративного убора.

Архитектура. Псковская школа. Изборск Изборск (крепостная стена) (Башня-Луковка)

Псковский Кремль

Церковь Василия на горке Церковь Николы на Усохе (1413 г.)

Иконопись. Псковская школа. Богоматерь Умиление Борис и Глеб на конях

Богоматерь Знамение Голова святого

Феофан Грек Вторую половину 14- начало 15 века называют «золотым веком» стенной живописи Руси. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, потом в Москве. Он приехал из Византии уже зрелым живописцем и отдал свое мастерство новой родине.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороны написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиления Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.

Легенда. Однажды Христос взял с собой трех учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на высокую гору Фавор. Там Христос преобразился:» одежды его сделались белыми как свет, и лицо его просияло как солнце». Учитель предстал перед учениками в невиданном блеске Божественной Славы. Апостолы пали и очень испугались. А к Христу приблизились великие пророки древности Моисей и Илия. Знаменитая икона «Преображение» связана с именем Феофана Грека. Вероятно мастер помогал своим ученикам. Любимая тема Феофана Грека – преображающий, потрясающий основы мироздания Божественный свет – получает здесь ярчайшее выражение.. Христос стоит на вершине горы в белоснежных одеждах, в ореоле блистающего света. Небесное сияние пронизывает всю икону, сверкающие голубые лучи направлены к ликам потрясенных учеников. Божественный свет преображает их души, срывает с глаз завесу неверия. В праздник Преображения 6 августа (19 августа по новому стилю) на Руси освящали первые плоды нового урожая. Этот день еще называют Яблочным Спасом. Люди радовались изобилию плождов и славили Бога, подарившего земле живительный свет Преображения.

Столпник

Троица (1378 г.)

Андрей Рублёв Андрей Рублев. Троица гг. Москва

Иоанн Предтеча Апостол Павел

Апостолы Пётр и Павел Архангел Михаил

Вознесение (1408 г.) Андрей Рублев. Спас. Звенигородский чин. Начало 15 века. Москва