Основная образовательная программа начального и основного общего образования
Разработка и утверждение ФГОС 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года 19644) 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки и обсуждения (внесен в Совет при Министерстве –в ноябре 2010 года)
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы к структуре основной образовательной программы к условиям реализации основной образовательной программы
Закон РФ «Об образовании» Ст.14 Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ
Требования к структуре основной образовательной программы к количеству и наименованию разделов (НОО-9,ООО-3), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; к минимальному и максимальному количеству учебных часов(НОО_от 2904 до 3210 за 4 года, ООО от 5267 до 6020 за 5 лет );
Требования к структуре основной образовательной программы к содержанию каждого из разделов; к соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для НОО,70/30% ООО); к организации внеурочной деятельности
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы (ФГОС) Основная образовательная программа начального общего образования содержит следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов;
Требования к структуре основной образовательной программы (ФГОС) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Раздел 3. Учебный план начального общего образования Учебный план - основа для разработки учебного плана образовательного учреждения. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей в том числе и внеурочную деятельность. В учебном плане отражаются основные показатели : состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам; максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; направления внеурочной деятельности.
Раздел 4. Примерная программа формирования универсальных учебных действий Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования: устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию. Виды универсальных учебных действий. соответствующие ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Раздел 5. Примерные программы учебных предметов В соответствии с ФГОС программы включают: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета; описание его места в учебном плане и ценностных ориентиров его содержания; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета; основное содержание учебного предмета; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Раздел 6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания
Раздел 7. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни
Раздел 8. Примерная программа коррекционной работы Направлена на оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы
Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов содержательной и критериальной базой системы оценки выступают планируемые результаты функциями являются: ориентация образовательного процесса на духовно- нравственное развитие и воспитание младших школьников, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования
Требования к структуре основной образовательной программы ООП ООО: целевой раздел, содержательный, организационный
Целевой раздел ООП ООО пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Содержательный раздел ООП ООО программа развития универсальных учебных действий (4 междисциплинарные программы) программы отдельных учебных предметов, курсов программа воспитания и социализации школьников программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры программа коррекционной работы
Организационный раздел ООП ООО учебный план ООО; система условий реализации ООП ООО
Этапы разработки ООП Создание плана работы школы по разработке ООП Создание рабочих команд для разработки ООП Изменение структуры внутришкольного управления Преодоление сопротивления нововведениям Повышение квалификации по вопросам введения ФГОС
Решение педсовета Провести мониторинг состояния готовности ОУ к введению ФГОС ООО Организовать работу ВТГ по разработке проекта внедрения ФГОС ООО Организовать работу по повышению квалификации педагогических работников реализующих ФГОС Разработать нормативно-правовую базу ОУ в соответствии с ФГОС (локальные акты, должн. инструкции и т.д.) Начать разработку ООП ООО