Локальные акты общеобразовательного учреждения Учебный курс Рожков Артемий Игоревич Рожков Артемий Игоревич, зам. главного редактора «Юридического журнала директора школы»
Что такое локальный акт школы? 1.Это документ 2.Основан на законодательстве 3.Принят в установленном порядке компетентным органом управления школы 4.Регулирует внутришкольные отношения локальный акт общеобразовательного учреждения Таким образом, локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления школы, и регулирующий внутришкольные отношения.
Основные черты локального акта 1) Локальный акт - официальный правовой документ школы. Содержит необходимые реквизиты: наименование, которое отражает форму и его краткое содержание; дата и место издания; Порядковый (регистрационный) номер; подпись уполномоченного должностного лица; в необходимых случаях визы согласования и печать учреждения. 2) Локальный акт основан на законодательстве в широком смысле слова: а) федерального уровня; б) регионального уровня; в) муниципального уровня. Таким образом, изменение правового регулирования вопросов образования на любом из данных уровней влечет необходимость внесения изменений в локальные акты школы. Иерархия
Основные черты локального акта 3)компетентным (уполномоченным) органом управления школы. уставе школы 3) Локальный акт школы должен быть принят компетентным (уполномоченным) органом управления школы. Компетенция директора школы и других органов школы устанавливается, прежде всего, в уставе школы. Отдельные локальные акты, а также изменения в них, должны быть дополнительно утверждены учредителем. 4)внутренний документ 4) Локальный правовой акт – внутренний документ, он действует в пределах организации, распространяется на отношения субъектов образовательного процесса со школой. Локальные акты не могут регулировать отношения, складывающиеся вне образовательного учреждения. Например, устанавливать обязанности обучающихся или учителей, не связанные со школой и осуществлением образовательного процесса.
Виды локальных актов Нормативный локальный акт Индивидуальный (ненормативный, распорядительный) локальный акт 1)содержит общеобязательные правила поведения для всех или некоторых субъектов образовательного процесса; 2)рассчитан на неоднократное применение. Примеры: устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, положение о Совете школы 1)юридически оформляет конкретное решение администрации школы 2)применяются однократно Примеры: приказ о приеме на работу, о предоставлении отпуска, увольнении, командировке и т.д.
Формы локальных актов Нормативные и индивидуальные локальные акты могут издаваться в различных формах Постановление Постановление оформляет решение коллегиального органа управления школы Приказ Приказ оформляет решение директора школы Решение Решение – локальный акт общего собрания участников образовательного процесса для реализации права на участие в управлении школой Могут быть нормативного и индивидуального характера. Наиболее распространены нормативные локальные акты следующих видов: положения; - положения; - инструкции; - правила.
Виды нормативных локальных актов Положение устанавливает правовой статус органа управления школы, структурного подразделения либо порядок реализации школой какого-либо из своих правомочий. Положение устанавливает правовой статус органа управления школы, структурного подразделения либо порядок реализации школой какого-либо из своих правомочий. Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности. Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности. Правила регламентируют организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы, участников образовательного процесса. Правила регламентируют организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности школы, участников образовательного процесса.
Локальные акты – средство реализации компетенции общеобразовательного учреждения Вопросы компетенции школы урегулированы п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и Типовым положением 1.Определение правового статуса школы, ее органов и структурных подразделений, структуры управления деятельностью школы (пп. 9 п. 2 ст. 32 Закона). 2.Конкретизация прав и обязанностей участников образовательного процесса: а) обучающихся; б) работников ОУ (пп. 4, 10, п. 2 ст. 32 Закона). 3.Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы (пп. 19 п. 2, пп. 3 п. 3 ст. 32 Закона) 4.Организация и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (пп. 5 – 8, 23 п. 2 ст. 32 Закона). 5.Организация финансово-хозяйственной деятельности, в том числе оказание платных образовательных услуг (пп. 2, 22 п. 2 ст. 32 Закона). 6.Обеспечение надлежащего делопроизводства в школе.