Центр Инклюзивного Образования, март 2013 г. МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ К ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ПОДХОДА
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВНЕДРЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мониторинговая диагностика – систематический сбор информации, которая может быть использована для оптимизации деятельности, принятия важных решений, для обеспечения обратной связи с целью оценки программ, проектов или для выработки долговременной стратегии.
ЦЕЛИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ создание условий для успешного обучения, развития личности и полноценной социализации ребенка с ОВЗ
ГОД Центром Инклюзивного Образования областного ИПКиПРО был организовано исследование, целью которого является отслеживание потребностей учреждений области в инклюзивном образовании, основных трудностей, возникающих на переходном этапе, и поиск путей их разрешения.
АНКЕТА 1 блок. Готовность образовательного учреждения к введению инклюзивного образования. 2 блок. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в ОУ 3 блок. Возможности подготовки, обучения, повышения квалификации педагогов и координаторов инклюзивного образования 4 блок. Общая характеристика учащихся с ОВЗ в ОУ 5 блок. Предложения по оптимизации организации ИО в образовательном учреждении.
ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ГОТОВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ Только одно учебное заведение, принявшее участие в опросе (82 школа г. Ульяновск), считает, что обладает нормативно-правовым обеспечением ИО. Однако даже в этом случае специалисты затруднились в ответах на последующие вопросы – внесены ли дополнения в Устав ОУ, разработаны ли Положения о должностных обязанностях и правах специалистов, правах и обязанностей родителей учащихся с ОВЗ, есть ли у образовательного учреждения лицензия на данный вид образовательной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ОУ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ Большинство участников исследования признали необходимость повышения квалификации и переподготовки. Скорее всего, их переподготовка будет осуществляться на курсах повышения квалификации на базе УИПКПРО – учебные программы 72 часов, модульные программы. По предварительным оценкам специалистов, более оптимальным для них будет вариант дистанционного обучения или обучения на базе ОУ – своего или другого образовательного учреждения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В классах, реализующих инклюзивный подход, обучаются дети с нарушениями зрения, слуха, речи, задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллекта, сложным дефектом. Однако кроме этих школьников, нуждающихся в коррекционных условиях, в каждой школе обучаются дети с хроническими соматическими заболеваниями (астма, сердечные заболевания, и т.п.) Вывод: инклюзивный подход объединяет не только детей с потребностью в коррекционном обучении, но и учащихся с ослабленным соматическим здоровьем
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ИО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ специалисты, принимавшие участие в исследовании, в большинстве случаев не смогли сформулировать предложения по оптимизации организации ИО (80,6%). В четырех анкетах высказывается пожелание о разработке методических рекомендаций и указаний, в одной – предложения по оптимизации материально-технической базы учебного заведения, привлечению специалистов. Отмечается необходимость организации практических семинаров и обучающих занятий на базе какого-нибудь ОУ, чтобы увидеть практические приемы работы с учащимися ОВЗ.
ВЫВОДЫ Как показал начальный этап эксперимента, вхождение в инклюзивное образование и реализация данного направления помощи детям с ограниченными возможностями здоровья обнаружило трудности: Недостаточное знание руководителей и специалистов образовательных учреждений Ульяновской области о целях, задачах, принципах и особенностях организации инклюзивного подхода в образовании. Недостаточную методическую компетентность специалистов. Проблемы социального взаимодействия, а именно: - двойственное, не всегда безусловно-принимающее отношение к детям с ОВЗ со стороны прочих школьников; - возрастание стрессогенности педагогической деятельности. Перечисленные трудности требуют комплексного, системного подхода в разрешении.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!