Локальные акты образовательного учреждения КЭиУО
Локальный акт ОУ Основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления общеобразовательного учреждения и регулирующий отношения в рамках данного общеобразовательного учреждения.
Признаки локального акта ОУ 1.письменная форме содержащая реквизиты: (а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся); (б) дату издания; (в) порядковый (регистрационный) номер; (г) подпись уполномоченного должностного лица; (д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения (например, локальный акт, определяющий годовой календарный учебный график)
нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации. Требования к оформлению документов» - рекомендуемые.
2. Локальный акт ОУ основан на законодательстве – совокупности НПА, регулирующих сферу общего образования: Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, (или типовое положение об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида федеральные нормативные акты, нормативные акты органов власти субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления (Сроки изменения 2-3 мес.)
3.ЛА принимается компетентным органом управления ОУ Разграничение полномочий между руководителем образовательного учреждения и органами самоуправления определяется уставом образовательного учреждения(п. 5 ст. 35 Закона РФ «Об образовании») ЛА не являются договоры и иные соглашения, которые издаются путем согласования с иными лицами, выступающими в них как самостоятельная сторона (например, трудовые договоры, договоры оказания платных образовательных услуг и т.д.).
4. Локальные акты образовательного учреждения действуют только в пределах самого образовательного учреждения и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне учреждения.
Виды локальных актов ОУ Нормативный локальный акт - правовой документ, содержащий общеобязательные правила поведения для всех или некоторых работников учреждения и (или) обучающихся, их родителей (законных представителей), рассчитанный на неоднократное применение ( устав школы, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция работника) Функция локального нормативного акта - детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей, правовой нормы применительно к условиям данного общеобразовательного учреждения, с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.
Индивидуальные (ненормативные, распорядительные, правоприменительные) ЛА используются для юридического оформления конкретного управленческого решения и рассчитаны на однократное применение (приказ о зачислении в первый класс, о приеме на работу, об отчислении)
Формы локальных актов постановления, приказы, решения, положения, инструкции правила
Постановление локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательным учреждением. Например: Постановление Совета общеобразовательной школы об утверждении школьного компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Приказ локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый директором школы для решения основных и оперативных задач, стоящих перед общеобразовательным учреждением. Например, приказ о зачислении в образовательное учреждение, об изменении фамилии обучающегося, об утверждении правил поведения обучающихся.
Решение локальный правовой акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении общеобразовательным учреждением. Например, устав образовательного учреждения принимается решением общего собрания коллектива образовательного учреждения (подпункт 12 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
Распоряжение издаются заместителями руководителя образовательного учреждения по вопросам информационно- методического и организационного характера, входящим в их компетенцию в соответствии с уставом, их должностной инструкцией и другими локальными нормативными
положения, инструкции и правила. Вводятся и утверждаются постановлениями и приказами органов управления образовательного учреждения Положение – локальный нормативный правовой акт, устанавливающий правовой статус органа управления образовательного учреждения, структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо из своих правомочий. положение о библиотеке школы, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся.
Инструкция локальный нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция – «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания.
Правила локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности образовательного учреждения и его работников, обучающихся и их законных представителей. Например: правила внутреннего трудового распорядка школы, правила приема в школу, правила поведения обучающихся, правила о поощрениях и взысканиях обучающихся.
«отрасли» локального правового обеспечения (1) правовое оформление статуса ОУ, формирование структуры учреждения и органов управления (2) правовое обеспечение образовательного процесса и его методического сопровождения; (3) правовое обеспечение финансово - экономической деятельности, материально-технического снабжения; (4) правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда в ОУ; (5) правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами); (6) правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения).
Принципы издания локальных актов ОУ Законность Обоснованность- недопустимо принимать и сохранять действие декларативных (необеспеченных ресурсами) и декоративных (скрывающих истинные отношения) актов и норм Демократизм -группа разработчиков акта должна включать представителей различных участников образовательного процесса с учетом профессионализма и опыта Системность – связанность, не дублируемость
принципы разрешения коллизий: принцип иерархии нормативных актов приоритет акта, изданного органом (уровнем власти), к компетенции которого относится данный вопрос (принцип разграничения полномочий); приоритет акта, изданного позднее: приоритет специальной нормы перед общей нормой
Процедура издания локальных нормативных актов инициативная стадия; подготовка проекта локального акта; обсуждение (экспертиза) и согласование проекта локального акта; принятие и утверждение локального акта; обнародование локального акта.
Инициативная стадия возникновение идеи локального акта, его концепции, обоснование необходимости принятия акта, сбор, обобщение и анализ информации по данному вопросу, расчеты, прогноз последствий его применения, оценка рисков.
стадия подготовки проекта локального акта – создание текста Структура проекта ЛА раскрывает предмет правового регулирования: *преамбула - цели и мотивы принятия акта, его значение, *начало текста проекта - определение основных понятий и обозначающих их терминов, Нормативное содержание проекта, в зависи- мости от предмета правового регулированияобъема и вида акта, должно конструироваться в следующей последовательности
Нормативное содержание проекта общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений проекта законодательству, уставу школы и др.); определение используемых понятий (если они не определены уже в действующем законодательстве); изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу; определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов (если это входит в компетенцию школы); вступление акта в силу и способ опубликования (объявление под расписку, на доске приказов, вывешивание на видном месте и т.п.).
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами значительные по объему проекты могут разделяться на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование. разделы нумеруются римскими цифрами, главы, параграфы - арабскими. пункты могут разделяться на части (абзацы), имеющие нумерацию арабскими цифрами или не имеющие нумерации пункты и части (абзацы) могут разделяться на подпункты, обозначаемые буквами русского алфавита со скобкой.
Структура ЛА Разделы – римские цифры ( I) Главы и параграфы – арабские цифры Пункты – сквозная нумерация одноуровневая и многоуровневая (1. или 1.2.) Абзацы, подпункты – арабские цифры, скобки, буквы алфавита, скобки ( а),1))
Требования к содержанию ПН - логическая последовательность -содержательная определенность -не перегружать юридическими и специальными терминами -не допускаются неоговоренные аббревиатуры и сокращения -не допускается использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений -не должны присутствовать бланкетные нормы, в которых содержится отсылка не к конкретному законоположению -в ЛА, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие закона или подзаконного НА указывается статья (пункт) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием -положения об изменениях, дополнениях или признании локальных актов утратившими силу, о приостановлении действия ранее принятых ЛА в связи с принятием данного акта включаются в текст отдельным пунктом.
стадия обсуждения (экспертизы) и согласования Обсуждение и экспертиза со стороны общественности Доработка проекта с учетом результатов обсуждения (экспертизы) Процедура согласования: некоторые локальные акты, перед подписанием уполномоченным лицом, проходят процедуру согласования: получение визы (гриф) «согласовано», если это предусмотрено законодательством. порядок учета мотивированного мнения органа, представляющего работников школы (профсоюзный орган) по нормам трудового права (ст. 372 Трудового кодекса РФ)
стадия принятия и утверждения Процедура принятия ЛА определяется в уставе общеобразовательного учреждения Утверждение согласно НПА ( утверждение устава, должностной инструкции директора учредителем согласно п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» и НА органа местного самоуправления). директор школы использует гриф «утверждаю» на должностных инструкциях работников общеобразовательного учреждения учебные планы и расписания занятий утверждаются органом управления школой, уполномоченным на это ее уставом.
Принятый и (или) утвержденный акт должен содержать все необходимые реквизиты (подпись полномочного лица, дату и регистрационный номер и т.д.) в соответствии с правилами делопроизводства. Часто для введения в действие инструкций, графиков, правил, положений издаются приказы директора школы. В этом случае перечисленные локальные нормативные правовые акты оформляются в виде приложения к приказу. В правом верхнем углу таких документов пишется слово «Приложение» с указанием наименования распорядительного документа (приказа), его даты, номера.
Приложения к приказу Используется для введения в действие инструкций, графиков, правил, положений. В правом верхнем углу таких документов пишется слово «Приложение» с указанием наименования распорядительного документа (приказа), его даты, номера
обнародование локального нормативного правового акта школы Две формы: «вывешивание в общедоступном месте» и ознакомление под расписку. Форма обнародования отдельных локальных актов школы предписана (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.2 ст.1 Закона РФ «Об образовании»)