Формирование регулятивных учебных действий у младших школьников (целеполагание) учитель начальных классов МБОУ «СОШ 6» Сёмочкина А.А.
« Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда» Марк Твен
Выделение цели формирования УУД Поэтапная отработка УУД Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Создать новые условия для такой деятельности. Изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Новые подходы в работе учителя
Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка
Класс Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по данному плану Оценка результатов 1Учиться определять цель деятельности с помощью учителя Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение. Учиться работать по предложенному плану. Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке 2Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Класс Определять и формулировать цель деятельности Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по данному плану Оценка результатов 3-4Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
стимулирование у обучающихся потребности в его выполнении; восприятие задания, в результате чего выделяются его элементы; смысловую оценку задания; определение цели предстоящих действи й и условий ее достижения В процессе принятия учебного задания выделяют
В структуру любого умственного действия входит постановка учебной задачи, которая определяет цель действия
Примеры заданий определите важность, значимость изучаемого материала; проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала; сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных); определите способ решения своей учебной задачи; ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу; определите свои затруднения во время занятия; оцените свою работу (результаты выполнения заданий); задайте учителю вопросы, которые у вас возникли; представьте себя на месте учителя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи
Специальные задания для целеполагания Тема-вопрос Тема урока «Площадь прямоугольника» Учебная задача «Сколько места на плоскости занимает данный прямоугольник?» ?
Работа над понятием Тема урока «Умножение» - Объясните значение слова (найдите в Толковом словаре)
Собери слово Тема: «Решение задач» З АД А Ч А
Назови слово, которое обозначает не фамилию поэта О, К, У, Й, Ч, С, В, И, К Р, Е, П, В, Ж, Л, А, Ь, К, Й, С, И М, Й, С, К, Я, А, В, О, И С,О,Р,Ж,В,Т,Д,Е,С,К,Й,Е,Н,И
Назови слово, которое обозначает не фамилию поэта Чуковский Пржевальский Маяковский Рождественский
см дм мм см² Ситуация «Яркого пятна» Тема урока «Единицы площади»
Исключение Тема урока «Конкретный смысл умножения» Какое выражение лишнее? Цель урока: узнать, как иначе записать сумму одинаковых слагаемых.
Домысливание Тема урока: «Связь между компонентами и результатом умножения» Арифметическое действие умножение дружит с арифметическим действием…………..
:4 :6 х5 +6 ? х8 Домысливание 24 Тема урока «Таблица умножения на 8»
Группировка Тема "Четные и нечетные числа" Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 16, 1, 200, 10, 9, 3
Прием обобщения предложенных объектов Тема: "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" - Что объединяет все выражения? - Как провести вычисление?". (63 + 7) : 10 8 * (7 – 2 * 3) 24 : (16 – 4 * 2) (42 – ) : 7
Проблема предыдущего урока Тема урока формулируется накануне (в конце урока)
Проблемная ситуация не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту при столкновении с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа
Приемы создания проблемных ситуаций Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
Тема «Деление на двузначное число" 12 : 6 14 : 2 32 : : 4 15 : 3 50 : 5 42 : 7 81 : 9 Задача урока: будем учиться делить на двузначное число
Подводящий диалог Тема: «Умножение» На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 2, 9, 5, 320 рубашек?
Тема «Умножение двузначного числа на однозначное» Найди «лишний» пример и реши 806 = 253 = 750 = 104 =
Тема «Решение составных уравнений» Разделите уравнения на группы: 9+х = 15 3х =15 3х+6 =15
Тема-вопрос Работа над понятием Собери слово Ситуация «Яркого пятна» Исключение Домысливание Группировка Прием обобщения предложенных объектов Проблема предыдущего урока Подводящий диалог Проблемная ситуация
Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция КоррекцияОценка
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методика, предложенная Г.В. Репкиной и Е.В. Заикой предназначена для оценки степени сформированности учебной деятельности школьника
Диагностируются следующие структурные компоненты учебной деятельности школьника 1. Мотивы 2. Цели и целеполагание 3. Учебные действия 4. Контроль 5. Оценка
Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности у обучающихся ___класса___________ школы на_____________(дата) Фамилия, имя Компоненты учебной деятельности Учебный интерес Целеполагани е Учебные действия КонтрольОценка
Диагностика результатов
Спасибо за внимание!