Применение исторических карт с помощью мультимедиа на уроках истории Кузнецова Татьяна Николаевна учитель средней школы 9 с углубленным изучением иностранных языков г. Дубны Московской обл.
Новые стандарты школьного образования по истории, включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами, т.е. сообщениями средств массовой коммуникации. Новые стандарты школьного образования по истории, включают в себя целый ряд умений, предполагающих приобретение школьниками определенных навыков работы с медиатекстами, т.е. сообщениями средств массовой коммуникации. В частности, можно назвать следующие: В частности, можно назвать следующие: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории – способствовать формированию представлений об историческом пространстве, обучая школьников пользоваться историческими картами КАРТА - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Собрание карт, обычно переплетенных вместе, называют атласом (термин введен фламандским картографом эпохи Возрождения Герардом Меркатором). КАРТА - уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли (или ее части) на плоскости. Человек создавал карты с древнейших времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши и морей. Собрание карт, обычно переплетенных вместе, называют атласом (термин введен фламандским картографом эпохи Возрождения Герардом Меркатором).
Работа с картами эффективное формирование у «начинающих историков» необходимых познавательных умений эффективное формирование у «начинающих историков» необходимых познавательных умений устойчивый интерес к сложному для них виду условно-графической наглядности устойчивый интерес к сложному для них виду условно-графической наглядности актуализация знаний, содействующих пониманию исторических событий и явлений актуализация знаний, содействующих пониманию исторических событий и явлений
Типология картографических заданий УниверсальноеТестовое задание Картографический диктант Заочное путешествие Образное воображение 1. Задания на локализацию 2. На анализ содержания 3. Решение проблемных задач 4. Творческие задания 1.Задание на соответствие картографических данных, дат и имен. 2.Задание на группировку сведений. 3. Определение последовательности Задание на образную и смысловую память. Игра –путешествие. Умение ориентироваться в условных символах исторических карт
I. Универсальное картографическое задание Покажите на карте границы владений крестоносцев. Покажите на карте границы владений крестоносцев. Назовите государства крестоносцев. Назовите государства крестоносцев. Покажите на карте и назовите столицы государств крестоносцев. Покажите на карте и назовите столицы государств крестоносцев.
I.2.Сравните границы Франкской империи в конце VIII-IXвв. и Франкскую империю после Верденского договора 843г.. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте.
I.3. Покажите по карте третий поход крестоносцев. Народы каких стран в них участвовали?
Покажите в хронологической последовательности города, захваченные Батыем до 1238 года. Покажите в хронологической последовательности города, захваченные Батыем до 1238 года. Запишите в тетради Запишите в тетради
II. Тест на восстановление соответствия. Соотнесите имена основателей городов, ими заложенных 1) Москва 2) Киев 3) Ярославль 4) Владимир 5) Юрьев 6) Переяславль 7) Дмитров a) Владимир Мономах b) Ярослав Мудрый c) Святослав d) Кий e) Юрий Долгорукий
1. Воспроизведите в тетради значки. Соедините звездочки в заданном порядке. 2. Напишите названия городов там, где звездочки. 3.Определите историческое событие.
IV. Заочное путешествие. «В Москву белокаменную».
V. Использование условных символов. С помощью условных обозначений покажите территорию на карте Московского княжества в 1462 г. С помощью условных обозначений покажите территорию на карте Московского княжества в 1462 г. Используя символ, найдите стояние на реке Угре. Используя символ, найдите стояние на реке Угре. Определите, что обозначает цвет стрелок в условных обозначениях. Определите, что обозначает цвет стрелок в условных обозначениях.
В работе учителя истории должно быть правило: ни одного урока без карты или других картографических средств.
Спасибо за внимание!