Обобщение опыта работы по теме: «Формирование фонетического слуха на уроках чтения» Учитель начальных классов МЛУ ЛСОШ 1 Гришина Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Advertisements

ЗВУКИ, Я ВАС СЛЫШУ! РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель- логопед Власова Е.В. Ярославль, 2016 г.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА для РОДИТЕЛЕЙ СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ Выпуск 2 Тема выпуска : «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 города Вятские Поляны Кировской области.
Этапы работы Узнавание неречевых знаков.Узнавание неречевых знаков. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.Различение одинаковых.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Работу выполнила воспитатель 1-й категории Обухова Марина Николаевна МБДОУ ГДС «Радуга» Р.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГРАМОТЕ (формирование фонематического восприятия) Автор: учитель-логопед Арсентьева Наталия Викентьевна.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
I этап Развитие фонематического слуха: - узнавание и различение неречевых звуков - узнавание и различение речевых звуков.
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа Работу выполнила Раковец Е.П. учитель – логопед ГДОУ 25 г.Ломоносов Петродворцовый район.
Развитие фонематического слуха.. Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха. Смешение звуков: звонких согласных с глухими (блакала.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза МКДОУ «Детский сад 11 комбинированного вида» г.Далматово Подготовила учитель-логопед Засыпкина Н.Н
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
Транксрипт:

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование фонетического слуха на уроках чтения» Учитель начальных классов МЛУ ЛСОШ 1 Гришина Н.В.

Проблема: Формирование фонетического слуха на уроках чтения играет значительную роль в развитие речи ребенка, позволяет четко произносить звуки, различать их, владеть артикуляционным аппаратом.

Условия возникновения проблемы: В последнее время детей с дефектами в речи и дисграфией становится в школах все больше. Для работы с такими детьми нужен специалист логопед-дефектолог. Но если его в школе нет, а помощь детям нужна? Так в 2008 г. ко мне перешли 6 детей из логопедического класса и я начала с ними работать.

Цель: формировать фонетический слух у детей с речевыми нарушениями: 1. Дислексия частичное специфическое нарушение процесса чтения; 2. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма; 3. Дислалия нарушение звуко-буквенного произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Задачи обобщения опыта: Изучение специальной литературы по коррекции фонетического слуха у младших школьников ; Диагностирование речевого развития детей моего класса; Систематическое использование ИКТ тренажеров по чтению и русскому языку для развития речи детей; Создание дидактических пособий по развитию фонетического слуха и публикация в СМИ.

Ожидаемые результаты: качественное овладение детьми чтением и письмом при выходе из начальной школы на фоне продолжающейся коррекционной работы по развитию и обогащению словаря, грамматического строя речи при помощи ИКТ.

Ведущая идея: Несовершенность фонематического слуха мешает ребенку успешно овладеть навыками письма и осознанного чтения. Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.» Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается: определение порядка слогов и звуков в слове, установление различительной роли звука, выделение качественных основных характеристик звука.»

Технология опыта: По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико- грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звуко комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Основные этапы формирования слуха: I этап – узнавание неречевых звуков; - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

НОЖНИЦЫ

ПИЛА

МОЛОТОК

ТЕЛЕФОН

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу; Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

С блога школьного логопеда Собениной Л.Н.:

IV этап – дифференциация слогов; Игра «Похлопаем». Учитель объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Игра «Что лишнее?» Учитель произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа- фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

С блога школьного логопеда Собениной Л.Н.:

V этап – дифференциация фонем; Игра «Кто это?» Комарик говорит «заз», ветер дует «сс», жук жужжит «жж», тигр рычит «рр». Учитель произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает. Игра «Похлопаем». Учитель произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Дидактический материал, созданный мною в процессе работы: Мультимедийные уроки, тесты, физминутки

Тренажеры и игры по чтению.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта Проект «Как цветы весной выросли» -

Серия уроков по окружающему миру для 3 кл. -

Урок по истории «Семья и семейные традиции», статьи -

Урок «Золотое кольцо Росии»:

Презентации к урокам и праздникам:

Мастер-классы:

Результаты работы в мастер-классах здесь: 1. Азбука Блоггера: zbuka ; zbuka 2. Как пользоваться сервисом Slideshare: ; 3. Как встроить канал Frend Fid в блог: Сайт школы:

Собственная web-страница:

Э-портфолио на numi.ru

Сайты для моих учеников: /

Результативность работы: Частое использование и применение наглядности на уроках (ИКТ) – сказочных персонажей, выдуманных путешествий, дидактических игр, пересказа по сюжетным картинам, описание произведений искусств способствовало развитию всех компонентов речи: формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза; развитию познавательных процессов; развитию творческих способностей детей; воспитанию нравственно-эстетических чувств. Средняя скорость чтения в IIIч. 4 кл. – 95 сл/мин.