« Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» А.И. Герцен
стория русской книги стория русской книги Выполнила: ученица 9 класса «А» Тарханова Анастасия Консультант: Кошикова Т.И.
С одержание Первые рукописные книги Первые рукописные книги Первые рукописные книги Первые рукописные книги Как делали книгу в допечатной Руси Как делали книгу в допечатной Руси Как делали книгу в допечатной Руси Как делали книгу в допечатной Руси Орнамент Орнамент Орнамент Переплет Переплет Переплет Буквица Буквица Буквица Летопись Летопись Летопись Хождения Хождения Хождения Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие Развитие книгописания Развитие книгописания Развитие книгописания Развитие книгописания Развитие книгопечатания Развитие книгопечатания Развитие книгопечатания Развитие книгопечатания Книжные центры Книжные центры Книжные центры Книжные центры Заключение Заключение Заключение Список используемой литературы Список используемой литературы Список используемой литературы Список используемой литературы
П ервые рукописные книги Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. Древнейшие славянские рукописные книги известны с Х-ХI веков. Они написаны двумя видами письма - кириллицей и глаголицей. Книги писали и переписывали в основном при монастырях. При монастырях создавались мастерские по переписыванию книг- скриптории. Известно, что книгописание на Руси в XI – XIV в.в. было безусловной прерогативой церкви. Сама церковь нуждалась во все возрастающем количестве богослужебных книг: библиях, евангелиях, псалтырях, часословах и др. Поэтому списывание "книг святых" считалось делом богоугодным. Переписывали книги писцы. В большинстве случаев они копировали тексты и рисунки с какого- либо оригинала, но могло иметь место и письмо под диктовку. Исключение составляли авторы писцы.
К ак делали книгу в допечатной Руси Кто были эти люди - древнерусские писцы, в каких условиях они работали, какими инструментами пользовались, что за приемы работы изобретали или заимствовали? Книги писали на пергаменте, который называли «кожей» или «телятиной». Позднее стали употреблять слово «хартия».Книги писали гусиными, в особенных случаях- лебедиными. Перо необходимо было очинить: отрезать кончик, чуть расщепить и заострить. По особому рецепту готовили и чернила- из сажи, ржавчины, чернильных орешков. До XIV в. материалом для страниц рукописных книг служил пергамен.
Постепенно создавалась русская азбука (от начальных букв древнеславянского алфавита - аз, буки) или алфавит (названия двух греческих букв - альфа, вита). В настоящее время в нашем алфавите насчитывается 33 буквы (из них 10 служат для обозначения гласных звуков, 21 - согласных и 2 знака - ъ и ь). В кирилловском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква затейливо разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой строкой). Древнерусские рукописные книги - это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте... В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялись краски, которые и до сих пор не смываются и не тускнеют. Буквица не только украшалась, само ее начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Каждая буквица индивидуальна, неповторима.. Б уквица
Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы – начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью, отсюда и название "красная строка". Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо. Буквица- отдельное произведение искусства.
О рнамент Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях. В начале текста помещались орнаментальные заставки. Орнаментика древних русских книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков. Ее мотивы и колористика подсказывают, была ли заимствована книжная графика из западных изданий или создана книжниками Древней Руси. Нужно сказать, что книжные художники нередко были людьми начитанными, эрудированными. Для создания росписей и миниатюр они комбинировали сведения из различных письменных источников. Для XIII – XIV в.в. характерен звериный орнамент (так называемый тератологический): очертания зверей, птиц, змей, фантастических чудовищ, сплетенных узлами и хвостатыми росчерками. В XV в. на смену ему пришла геометрия – узоры из кружочков и решеточек вперемешку с растительными мотивами. Особо стоит отметить иллюстрации в рукописных книгах- миниатюры. Рукописи, где присутствуют миниатюры называются лицевыми.
П ереплет Доски обтягивали кожей и прикрепляли металлические уголки - жуковины и середники, которые защищали кожу и одновременно служили украшением книги. Переплеты созданные по особым заказам, часто украшались жемчугом и драгоценными камнями. Края переплета соединялись металлическими застежками. Таким образом книга напоминала сундучок или шкатулку. После того как все листы были переписаны и украшены, их соединяли и помещали в переплет, который защищал и украшал книгу. Его основой служили хорошо высушенные, обработанные доски. Также переплёт является элементом художественного оформления и таким образом, средством характеристики книги.
Х ождения Среднее положение между религиозной и светской литературой занимали весьма распространенные «Хождения» путешествия различных духовных лиц или мирян в Иерусалим и другие святые места. Например, «Хождение игумена Даниила из Русской земли». Написано оно было в XII веке. Это путевой дневник рассказ о путешествии русского монаха в Палестину. Из Византии на Русь попадали и некоторые произведения художественной литературы. Они не просто переводились, но перерабатывались и пополнялись. Одним из самых любимых был роман «Александрия» повествование о жизни и деяниях Александра Македонского.
Л етопись В основном древнерусские рукописные книги были религиозного содержания: Библия, Евангелия, жития святых, Апостол, Псалтырь, часослов. Но монахи переписчики переписывали не только богослужебные книги, они вели летописи, записывая хронику исторических событий год за годом. Замечательный летописный свод «Повесть временных лет»созданная монахом- летописцем Нестором, который изучил и переработал труды своих предшественников –летописцев и отобразил на листках пергамента картину жизни и развития народа земли русской. В летопись включены сведения географические, этнографические, отрывки былин, сказаний и легенд.
О стромирово Евангелие Шедевр древнерусского искусства книги. В записи одного из писцов Григория сообщается, что книга выполнена по заказу новгородского посадника Остромира, направленного управлять новгородскими землями киевским князем Изяславом Ярославичем в 1054 г. 294 пергаменных страницы украшены великолепными изображениями евангелистов, красочными заставками и буквицами. Текст изложен ровными строчками старославянской кириллицы. В орнаментах прослеживаются византийские традиции. Написано евангелие в единственном экземпляре. Считается древнейшей русской рукописной книгой.
Р азвитие книгописания На рубеже XIII – XIV в.в. слово "писец" стало обыденным, а книгописание и письмо грамот оформилось в самостоятельную ремесленную отрасль светского типа. Если сначала книги представляли собой исключительно религиозную литературу или летописи, то теперь появились разнообразные хронографы, судебники, книги, регламентирующие жизненный уклад, изборники (собрания изречений, сказаний, повестей и притч), научные книги, азбуковники и другие. В отличие от книг - предметов культа книги для массового чтения стали писать в большом количестве. Работали мастера по найму и на заказ. В конце книги стали появляться записи с обозначением цены - постепенно складывался книжный рынок. Для ускорения работы приглашали уже не одного, а двух и более писцов, одного из которых назначали старшим. Заурядные книги, как правило, декорировались и переплетались самими писцами.
Р азвитие книгопечатания В середине XVI века в Москве появился типографский станок. Произошло это во время правления Ивана VI Грозного. Именно в это время царь «повелел устроить в преславном граде Москве дом от своей царской казны, где печатному дому строится…» Неподалеку от Кремля появилось здание с башней и решетчатыми воротами - Печатный двор. Мастерами печатного дела были знаменитые, хорошо знавшие печатное дело Иван Федоров и Петр Тимофеев. В 1563 они приступили к созданию первой русской печатной книги «Апостол», которая вышла 1 марта 1564 года.
Вторым московским изданием Ивана Федорова был «Часовник». По нему в то время, как и по Псалтыри учились грамоте. В 1572 году он повторно издает «Апостол». В 1574 году Иван Федоров напечатал первую известную нам восточнославянскую «Азбуку». Вершиной творчества Ивана Федорова стало издание полной славянской Библии. Это была его последняя работа. Ивана Федорова называют русский первопечатником, типографии созданные им в Москве остались и продолжали работать долгое время.
К нижные центры Возникновение книжных центров было связано прежде всего с деятельностью политической власти и духовенства. Начиная с XI в., книгописание сосредоточивалось вокруг княжеского двора и церкви. Монастыри были на Руси не только религиозными, но и общекультурными центрами. Там велось летописание, писались иконы, переписывались книги, складывалась сама древнерусская литература. Главными городами Руси XI в. были Киев и Новгород. Они и были крупнейшими книжными центрами того времени.
Великий Новгород Ростов Псков Киев
Древнейшим центром книжности русского севера был Новгород. Так, Остромирово евангелие было создано для новгородского посадника Остромира в гг. Во Пскове в XII в. был основан Спасо-Мирожский монастырь, где была создана библиотека. Пополнялась она книгами из Новгорода. С древних времен и на протяжении всего средневековья Псковская земля сохраняла свое значение важнейшего центра книжности и письменности. Из Киева, Новгорода, Пскова и Галицко-Волынской земли шло распространение книжности по всей Руси. Между книжными центрами постоянно шел обмен книгами, да и мастера перекочевывали из одного монастыря в другой, передавая свой опыт. Нередко писцов и писателей приглашали из-за границы. На северо-востоке государства книгописанием выделялась Ростовская епархия, где в Успенском соборе, начиная с княжения Юрия Долгорукого (сер. XII в.), велось летописание. Позже стали известны крупные книжные центры Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Спасо-Каменного и Иосифо-Волоколамского монастырей. Рукописные книги оттуда стали пополнять книжные собрания монастырей Москвы, Новгорода, Твери и других городов русской земли, лишившихся многих рукописных сокровищ после набегов и пожарищ. К концу XV в. книжные центры на Руси стали обычным явлением - книгописание распространилось по всей стране. В каждом центре сложились своеобразные, глубоко оригинальные приемы художественного оформления, каллиграфия стала доходить до высокой степени совершенства, появились хитрые измышления, вроде тайнописания и прочее.
З аключение Само существование книги было обусловлено потребностями введения и отправления церковных служб. Книга была инструментом религиозной пропаганды, образования, а также духовно-нравственного воспитания. Вместе с тем книга, дошедшая до нас с самых древних времен, есть основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
С писок используемой литературы «Чудо, имя которому книга» Т.М. Кашурникова История книги edu.ru/pages/filippova/texts10/texts10.htm