Психологические особенности учащихся начальной школы
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Ведущая деятельность : учебная деятельность. Социальная ситуация: в младшем школьном возрасте складывается новая детская общность. Взаимоотношения детей в классе имеют свою логику изменения и развития. Совместная учебная деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности, у них возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами. Особую роль в этом возрасте играет фигура первого учителя. Педагог приобретает исключительную значимость в глазах ребенка. Поэтому педагог может сильно влиять на ситуацию ребенка в школе, как в лучшую, так и в худшую сторону.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Сильные стороны возраста : хорошая работоспособность, острота и свежесть восприятия, яркость воображения. Относительно устойчивые эмоциональные состояния и формы поведения. Сформированные навыки общения со сверстниками, навыки установления дружеских контактов, опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Первоначальное формирование относительно устойчивых черт характера. Активный интерес к окружающей действительности. Новообразования возраста : внутренняя позиция школьника. Формирование основ теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (рефлексия, анализ, мысленный эксперимент или планирование и др.). Произвольность и управляемость психических процессов, самоконтроль, самооценка. Общеучебные приёмы и навыки учебной работы, «умение учиться». В этом возрасте у детей формируются мотивы учения.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Проблемы возраста : несформированность позиции школьника, *несформированность общеучебных навыков (умение выделять главную мысль, владение навыками пересказа, умение рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять существенные признаки предмета), *несформированность основ теоретического мышления (ко времени перехода на новый образовательный уровень). *Несформированность произвольности познавательных процессов и произвольности деятельности в целом (понимание задачи, инструкции, удерживание их в сознании в течение длительного времени, самостоятельная организация своей деятельности). *Сохранение как основных игровых форм взаимодействия со сверстниками. *Возможны нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением чувства неполноценности (неумелости, неуспешности), агрессивно-конкурентной обстановкой в общении. *Трудности адаптации к школе (синдром школьной дезадаптации)
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Адаптация – приспособление к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности Периоды адаптации: 1 - два – три месяца – Легкая % первоклассников 2 – до полугода – Средняя - 30% первоклассников 3 – год и более – Тяжелая - 15% первоклассников Условие адаптации Взаимодействие всех участников образовательного процесса
Критерии адаптированности к школе (по социально – психологической экспертизе) Учебная активность Усвоение знаний Желание учиться Положительное отношение к учителю Хорошие взаимоотношения со сверстниками Поведение на уроке Поведение на перемене и т.д.
П РИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Несформированность внутренней позиции школьника; Слабое развитие произвольности; Недостаточное развитие учебной мотивации; Сложности в общении со взрослым, прежде всего учителем; Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми; Неадекватная самооценка ученика; Завышенные требования со стороны родителей; Слабое здоровье и низкий уровень физического развития
Проявление невротизации личности ребенка Грызет ногти (ручки, карандаши) Сосет палец Засыпает медленно, с трудом Плаксивость повышенная Жалуется на головокружение Часто моргает Передергивает плечами Старается быть тихим, незаметным Боится приступать к делу (не получится) Боится шума Боится чужих людей Боится одиночества Не может сосредоточится Старается быть незаметным И др.
П РОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Цель: Создание оптимальных условий при вхождении в школьную жизнь Задачи классного руководителя: Познакомить детей друг с другом; Создать доброжелательную атмосферу в классе; Начать формирование коллектива; Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха; Оказывать помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика. Задачи администрации: Создать условия для реализации режима дня; Предоставить возможности для занятий учащихся в кружках и секциях; Контролировать фиксированный объема дом. заданий.
Н АПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА Профилактика Просвещение Диагностика Консультирование Коррекция и развитие Социально – психологическое проектирование Экспертиза и мониторинг
С благодарностью и надеждой на дальнейшее сотрудничество страничка психолога сайт-помощник saita.ucoz.ru saita.ucoz.ru