Психологические особенности учащихся начальной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОВМЕСТНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГОВ – ПСИХОЛОГОВ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ МОУ МОКЕЕВСКАЯ СОШ ПАРАМОНОВА Е.И.
Advertisements

Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Павлова Анна Сергеевна научный сотрудник Лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Педагог – психолог Яремчук Т.В. ОРГАНИЗАЦИЯ.
Смена ведущей деятельности (на смену игровой - учебная деятельность) Появление новообразований характерных для данного возраста: формируется словесно-логическое.
«Формирование личности младшего школьника». Исполнители: Пугина А.
«Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ. Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного.
Возрастные особенности детей школьного возраста. Младший школьный возраст.
Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
В первом классе – без проблем Семинар-практикум по психолого- педагогическому сопровождению учащихся 1 класса в адаптационный период.
Психологическое сопровождение детей с проблемами здоровья в процессе образования Особенности психологического сопровождения школьников с проблемами здоровья.
Бородулина Ольга Николаевна Педагог-психолог, руководитель Службы практической психологии Центра сопровождения участников образовательного процесса.
Образовательный центр интеллектуального развития детей младшего школьного возраста «Новое поколение» Ерохина Анна Сергеевна
П. Центральный 2013 год. Цель: развитие эмоционально-волевой, познавательно-интеллектуальной, коммуникативной сфер личности ребенка 6-7 лет, формирование.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
Транксрипт:

Психологические особенности учащихся начальной школы

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Ведущая деятельность : учебная деятельность. Социальная ситуация: в младшем школьном возрасте складывается новая детская общность. Взаимоотношения детей в классе имеют свою логику изменения и развития. Совместная учебная деятельность рождает общую устремленность, ставит общие задачи, дает возможность выделять разные точки зрения и договариваться. Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности, у них возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами. Особую роль в этом возрасте играет фигура первого учителя. Педагог приобретает исключительную значимость в глазах ребенка. Поэтому педагог может сильно влиять на ситуацию ребенка в школе, как в лучшую, так и в худшую сторону.

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Сильные стороны возраста : хорошая работоспособность, острота и свежесть восприятия, яркость воображения. Относительно устойчивые эмоциональные состояния и формы поведения. Сформированные навыки общения со сверстниками, навыки установления дружеских контактов, опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Первоначальное формирование относительно устойчивых черт характера. Активный интерес к окружающей действительности. Новообразования возраста : внутренняя позиция школьника. Формирование основ теоретического сознания и мышления и соответствующих им способностей (рефлексия, анализ, мысленный эксперимент или планирование и др.). Произвольность и управляемость психических процессов, самоконтроль, самооценка. Общеучебные приёмы и навыки учебной работы, «умение учиться». В этом возрасте у детей формируются мотивы учения.

ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Проблемы возраста : несформированность позиции школьника, *несформированность общеучебных навыков (умение выделять главную мысль, владение навыками пересказа, умение рассуждать, устанавливать причинно- следственные связи, выделять существенные признаки предмета), *несформированность основ теоретического мышления (ко времени перехода на новый образовательный уровень). *Несформированность произвольности познавательных процессов и произвольности деятельности в целом (понимание задачи, инструкции, удерживание их в сознании в течение длительного времени, самостоятельная организация своей деятельности). *Сохранение как основных игровых форм взаимодействия со сверстниками. *Возможны нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением чувства неполноценности (неумелости, неуспешности), агрессивно-конкурентной обстановкой в общении. *Трудности адаптации к школе (синдром школьной дезадаптации)

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ Адаптация – приспособление к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности Периоды адаптации: 1 - два – три месяца – Легкая % первоклассников 2 – до полугода – Средняя - 30% первоклассников 3 – год и более – Тяжелая - 15% первоклассников Условие адаптации Взаимодействие всех участников образовательного процесса

Критерии адаптированности к школе (по социально – психологической экспертизе) Учебная активность Усвоение знаний Желание учиться Положительное отношение к учителю Хорошие взаимоотношения со сверстниками Поведение на уроке Поведение на перемене и т.д.

П РИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ Несформированность внутренней позиции школьника; Слабое развитие произвольности; Недостаточное развитие учебной мотивации; Сложности в общении со взрослым, прежде всего учителем; Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми; Неадекватная самооценка ученика; Завышенные требования со стороны родителей; Слабое здоровье и низкий уровень физического развития

Проявление невротизации личности ребенка Грызет ногти (ручки, карандаши) Сосет палец Засыпает медленно, с трудом Плаксивость повышенная Жалуется на головокружение Часто моргает Передергивает плечами Старается быть тихим, незаметным Боится приступать к делу (не получится) Боится шума Боится чужих людей Боится одиночества Не может сосредоточится Старается быть незаметным И др.

П РОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Цель: Создание оптимальных условий при вхождении в школьную жизнь Задачи классного руководителя: Познакомить детей друг с другом; Создать доброжелательную атмосферу в классе; Начать формирование коллектива; Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации; Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха; Оказывать помощь в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика. Задачи администрации: Создать условия для реализации режима дня; Предоставить возможности для занятий учащихся в кружках и секциях; Контролировать фиксированный объема дом. заданий.

Н АПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА Профилактика Просвещение Диагностика Консультирование Коррекция и развитие Социально – психологическое проектирование Экспертиза и мониторинг

С благодарностью и надеждой на дальнейшее сотрудничество страничка психолога сайт-помощник saita.ucoz.ru saita.ucoz.ru