Формирование основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры) на основе федеральных государственных требований.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об основных образовательных программах аспирантуры СПбГПУ как национального исследовательского университета Д. Ю. Райчук, В. Н. Козлов Заседание НТС СПбГПУ.
Advertisements

Формирование основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры) на основе Федеральных государственных требований.
ДЕПАРТАМЕНТ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ МО РС(Я) Государственная аккредитация образовательных учреждений Федоров Афанасий Протасьевич, руководитель отдела регламентации.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
О подготовке к государственной аккредитации основных образовательных программ послевузовского профессионального образования Декан ФППО, д.соц.н. М.Д. Ковалева.
1. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие процедуру государственной аккредитации.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
Аттестация педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
С.М. Акчурина, консультант Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Самарской области О новом порядке государственной.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ КОНТРОЛЬНО - НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ И ОПТИМИЗАЦИЕЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.
Методическое сопровождение программ последипломного образования (АСПИРАНТУРА) Зав. УМО НОУ ВПО СМИ РЕАВИЗ К.м.н., доцент Е.Ю. Сырцова.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Изменения в законодательных актах РФ в части изменения понятия и структуры ГОС Распоряжение Правительства РФ от р о внесении в Государственную.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Государственная аккредитация ОУ. Государственная аккредитация Права ОУ на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем.
8 ноября 2010 года N 293-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Пункт 3 части 2 статьи 29Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» Статья 29.
Транксрипт:

Формирование основных образовательных программ послевузовского профессионального образования (аспирантуры) на основе федеральных государственных требований Ю. С. Васильев, Д. Ю. Райчук, В. Н. Козлов, П. И. Романов

Заседание Коллегии Минобрнауки РФ 6 декабря 2011 года «Об изменениях в нормативном правовом регулировании сферы аттестации научных и научно- педагогических работников высшей квалификации» Существующая в России система подготовки высококвалифицированных научных кадров, сформировавшаяся в советский период и являвшаяся в свое время вполне результативной и прогрессивной, оказалась не готова к эффективному функционированию в условиях становления рыночных отношений

Заседание Коллегии Минобрнауки РФ 6 декабря 2011 года «Об изменениях в нормативном правовом регулировании сферы аттестации научных и научно- педагогических работников высшей квалификации» Разработка и введение в действие пакета нормативных правовых документов направлены на повышение взаимосвязи и эффективности функционирования систем подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации

Заседание Коллегии Минобрнауки РФ 6 декабря 2011 года «Об изменениях в нормативном правовом регулировании сферы аттестации научных и научно- педагогических работников высшей квалификации» Процессы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации должны быть сопряжены, так как конечный результат аттестации зависит от того насколько качественно осуществляется процесс подготовки кадров в системе послевузовского профессионального образования

Законодательная основа процесса реформирования системы подготовки кадров высшей квалификации начала создаваться в 2010 году

Федеральный закон от 8 ноября 2010 года 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Р Ф в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов …, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования

ФЗ от 16 июня 2011 года 144-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ФЗ «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» Изменения в законе РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" "6.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования,

Начало реформы фактически спровоцировали военкоматы, которые начали призывать на военную службу аспирантов, требуя от них свидетельство об аккредитации научной специальности, которого не было у вузов

Основой для требования стала формулировка подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» измененная Федеральным законом от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву»

Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» «Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования …»

Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» Норму «…в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)…» Минобороны РФ и Минобрнауки РФ трактовали по разному

Так как, летом 2011 года не завершилось формирование нормативной правовой базы аккредитации образовательных программ аспирантуры, то призыву подлежали все аспиранты. Ситуация вызвала большой общественный резонанс и была законодательно разрешена только после обращения общественности к Президенту России Д. А. Медведеву.

По поручению Президента России приняты два Федеральных закона РФ от 1 декабря 2011 г.: 375-ФЗ и 376-ФЗ, которые устранили двусмысленность формулировки «.. в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)…» и предоставили вузам время до 1 января 2013 года на аккредитацию образовательных программ послевузовского профессионального образования

Федеральный закон от 1 декабря 2011 года 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Внести в подпункт "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе «изменение, исключив из него слова "по соответствующим направлениям подготовки (специальностям)".

Федеральный закон от 1 декабря 2011 года 375-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Установить, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее основания.

Федеральный закон от 1 декабря 2011 года 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" " б) получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, по…образовательным программам послевузовского профессионального образования, отнесенным к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей

Федеральный закон от 1 декабря 2011 года 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года На аккредитацию аспирантуры вузы и Минобрнауки получили 1год

Федеральный закон от 1 декабря 2011 года 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности военной службе" Для однозначной трактовки нормы: «по…образовательным программам послевузовского профессионального образования, отнесенным к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей» необходима нормативная правовая трактовка термина «укрупненная группа направлений подготовки и специальностей программ послевузовского профессионального образования»

ФЗ от 16 июня 2011 года 144-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И ФЗ «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» Изменения в Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании "6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Приказ Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 года 1365 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСПИРАНТУРА) 1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе соотношение частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСПИРАНТУРА) 2. Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями ВПО, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями на основе примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования, программ кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку и специальным дисциплинам, а также настоящих федеральных государственных требований.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСПИРАНТУРА) Образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии *

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (АСПИРАНТУРА) ИндексНаименование разделов и дисциплин (модулей) Трудоёмкость (в зачётных единицах) *** 123 ОД.А.00Обязательные дисциплины11 ОД.А.01История и философия науки2 ОД.А.02Иностранный язык2 ОД.А.03Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности 2 ОД.А.04, ОД.А.05 и т.д. Дисциплины по выбору аспиранта **** 5 ФД.А.00Факультативные дисциплины ***** 13 П.А.00Практика ****** 3 Итого на образовательную составляющую27

Письмо Минобрнауки России от 22 июня 2011 года ИБ-733/12 «О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Минобрнауки РФ доводит до сведения руководителей образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования и научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования, что Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г утверждены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) (далее - федеральные государственные требования).

Письмо Минобрнауки России от 22 июня 2011 года ИБ-733/12 «О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Просим привести основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования, по которым осуществляется подготовка аспирантов в образовательном учреждении или научной организации, в соответствие с утвержденными федеральными государственными требованиями для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации по этим образовательным программам с 2011/2012 учебного года.

Письмо Минобрнауки России от 22 июня 2011 года ИБ-733/12 «О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» При осуществлении государственной аккредитации проводится экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения или научной организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям. Процедура государственной аккредитации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки при поступлении соответствующего заявления образовательного учреждения или научной организации и комплекта документов, указанных в Положении.

Письмо Минобрнауки России от 22 июня 2011 года ИБ-733/12 «О ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Образовательная программа послевузовского профессионального образования представляет собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в аспирантуре, и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В образовательных учреждениях и научных организациях должна быть обеспечена доступность всех документов образовательной программы послевузовского профессионального образования для аспирантов и преподавателей.

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 800 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации ФГОУ ВПО, реализующих образовательные программы ВПО и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно" При осуществлении государственной аккредитации образовательного учреждения проводится аккредитационная экспертиза следующих видов: а) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям;

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 800 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации ФГОУ ВПО, реализующих образовательные программы ВПО и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно" В отношении образовательных программ, реализуемых на основе образовательных стандартов и требований, установленных образовательным учреждением самостоятельно, экспертиза проводится в части качества подготовки обучающихся. Экспертиза по основным профессиональным образовательным программам, ранее прошедшим государственную аккредитацию, проводится выборочно не менее чем по одной образовательной программе из каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей, реализуемой образовательным учреждением (его филиалом).

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 800 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации ФГОУ ВПО, реализующих образовательные программы ВПО и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно" Аккредитационная экспертиза проводится с выездом комиссии в образовательное учреждение и его филиалы. Экспертиза содержания подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам осуществляется путем анализа соответствующей учебно-программной документации. Экспертиза качества подготовки обучающихся, в том числе по образовательным программам, реализуемым на основе образовательных стандартов и требований, установленных образовательным учреждением самостоятельно, осуществляется исходя из уровня реализуемой образовательной программы путем оценки и (или) анализа образовательных достижений обучающихся. Оценка образовательных достижений обучающихся образовательного учреждения проводится с использованием аккредитационных педагогических измерительных материалов, порядок разработки которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 800 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации ФГОУ ВПО, реализующих образовательные программы ВПО и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно" К заявлению о проведении государственной аккредитации прилагаются следующие документы: г) копия основной профессиональной образовательной программыпослевузовского профессионального образования - для образовательного учреждения, реализующего указанную образовательную программу; д) копии распорядительных актов образовательного учреждения об установлении им образовательных стандартов и требований с приложением соответствующих образовательных стандартов и требований - в случае заявления в целях государственной аккредитации реализуемых в соответствии с такими образовательными стандартами или требованиями

Для реализации требований законов РФ и постановлений Правительства РФ в отношении аккредитации аспирантуры ожидается правовое решение следующих вопросов: Что такое «укрупненная группа направлений подготовки и специальностей программ послевузовского профессионального образования»?. Кто разрабатывает примерные основные образовательные программы послевузовского профессионального образования? Как проводить аккредитацию по «заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным требованиям» если по этим программам обучение началось только в 2011 году? Другие вопросы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ