Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи Работу выполнила учитель начальных классов МООШ 2 Паршакова Татьяна Александровна г. Красновишерск
Основная задача взаимодействия Морализация и насильственное исправление «неудобных» родителей; Оказание психолого-педагогической помощи и поддержка в образовании и обучении детей.
Формы и методы работы с родителями по повышению их педагогической культуры
Родительский семинар Родительский семинар Расширение знаний о психологии воспитания,о педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. Расширение знаний о психологии воспитания,о педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. В ходе групповых дискуссий вырабатывают пути решения семейных конфликтов.
Приёмы Мини-лекции специалистов (психологов, соцработников, дефектологов) по отдельным вопросам. Мини-лекции специалистов (психологов, соцработников, дефектологов) по отдельным вопросам. Групповые дискуссии, в основе которых педситуации, пережитые родителями. Групповые дискуссии, в основе которых педситуации, пережитые родителями. Книжная терапия ( обсуждение содержания подобранных научно-популярных, методических пособий, по проблемам семейной жизни и воспитания. Книжная терапия ( обсуждение содержания подобранных научно-популярных, методических пособий, по проблемам семейной жизни и воспитания.
Наглядная педагогическая пропаганда Знакомство родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др…( «Для вас родители», « Родителям о детях.», «Советы и рекомендации». «Советы и рекомендации».
Деловая игра Приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибки. Тема игр - разного рода конфликтные ситуации.
Круглый стол Расширяет воспитательный кругозор и родителей,и детей. Расширяет воспитательный кругозор и родителей,и детей. Обсуждение ситуаций, проблем воспитания в различных типах семей. Обсуждение ситуаций, проблем воспитания в различных типах семей. Каждый родитель принимает активное участие, делясь наблюдениями и высказывая советы. Каждый родитель принимает активное участие, делясь наблюдениями и высказывая советы.
Вечера вопросов и ответов Сбор пединформации по разным проблемам. Сбор пединформации по разным проблемам. Непринуждённое и равноправное общение родителей и педагогов. Непринуждённое и равноправное общение родителей и педагогов. Привлечение медиков, юристов, психологов и др…, в зависимости от содержания обсуждаемых вопросов. Привлечение медиков, юристов, психологов и др…, в зависимости от содержания обсуждаемых вопросов.
Родительские конференции Обмен опытом воспитания, по вопросам психологии и педагогики, конкретным вопросам семейного воспитания. Обмен опытом воспитания, по вопросам психологии и педагогики, конкретным вопросам семейного воспитания. Определив тему,учитель выявляет родителей, имеющих положительный опыт в решении соответствующих проблем, оказывает помощь в подготовке. Определив тему,учитель выявляет родителей, имеющих положительный опыт в решении соответствующих проблем, оказывает помощь в подготовке.
День открытых дверей Объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведённый день. К их проведению привлекаются методисты, соцпедагоги, психологи и тд… Объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведённый день. К их проведению привлекаются методисты, соцпедагоги, психологи и тд… Родители получают возможность наблюдать за детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнивать умения и поведение своего ребёнка с другими детьми,перенимать у педагога приёмы воспитательных воздействий. Родители получают возможность наблюдать за детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнивать умения и поведение своего ребёнка с другими детьми,перенимать у педагога приёмы воспитательных воздействий. Это эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей. Это эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей.
Практические занятия Направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков пап и мам. Направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков пап и мам. Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы решений, позволяет посмеяться над ситуацией, посмотреть на неё со стороны, без излишней эмоциональной нагрузки. Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы решений, позволяет посмеяться над ситуацией, посмотреть на неё со стороны, без излишней эмоциональной нагрузки.
Классное родительское собрание Основная форма взаимодействия учителя с родителями. Основная форма взаимодействия учителя с родителями. Место обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы,проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач. Место обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы,проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач.
Основные моменты подготовки Тщательно продумать «сценарий» собрания. Тщательно продумать «сценарий» собрания. Подготовить вопросы для родителей. Подготовить вопросы для родителей. Оформление комнаты должно соответствовать проблеме обсуждения. Оформление комнаты должно соответствовать проблеме обсуждения. Желательно заранее провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть проблему их глазами. Желательно заранее провести анкетирование родителей или детей, чтобы посмотреть проблему их глазами. Привлекать к подготовке собрания родительский комитет или отдельных родителей. Привлекать к подготовке собрания родительский комитет или отдельных родителей. Такая организация собрания позволяет за короткое время добиться значительных результатов. Такая организация собрания позволяет за короткое время добиться значительных результатов.
Вывод Вывод Сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной,целенаправленной,творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями, как с равными участниками,заинтересованными в успехе воспитания собственных детей. Сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной,целенаправленной,творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями, как с равными участниками,заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.