Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Ворсма Павловского района Нижегородской области. Введение курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 1 г. Ворсма Директор школы В.В. Колемасов март 2012г.
Нормативно-правовая база внедрения учебного курса ОРКСЭ Конституции Российской Федерации, ст.28. Федеральном закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от г ФЗ. Закон Российской Федерации «Об образовании» Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. 201). Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ). Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7 декабря 2009 г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации ( МД- 883/03) от 8 июля 2011 г. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ( 41- 1) от 17 сентября 2009 г.
Нормативно-правовая база внедрения учебного курса ОРКСЭ Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от Письмо министерства образования Нижегородской области «Об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ» от г /11.
Основные направления деятельности по организации введения курса ОРКСЭ 1. Нормативно-правовое сопровождение организационных мероприятий 2. Обеспечение организационно-управленческих условий 3. Организационно-педагогическое сопровождение 4. Учебно - методическое обеспечение 5. Информационное сопровождение 6. Работа с родителями 7. Сотрудничество с общественными, культурными и религиозными организациями 8. Контроль и мониторинг процесса внедрения
Особенности нового курса – «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Вводится с г. Предмет – обязательный (но есть возможность выбора модуля) Обучение безотметочное, но оценочное Курс: - культурологический - знаниевый - эмоциональный Курс не предусматривает исполнения обрядов, пропаганду религиозной или атеистической идеологии
Цели всех шести модулей общие – духовно- нравственное воспитание школьников Активное участие родителей (совместные праздники, выполнение домашних творческих заданий и т.д.) Вводится за счет школьного или регионального компонентов Содержание новое – подходы, методы, технологии старые, традиционные для начальной школы
Ожидаемые результаты Наличие необходимых условий введения курса ОРКСЭ Готовность педагогов к введению курса ОРКСЭ Поддержка у большинства родителей обучающихся введения учебного курса Более тесное взаимодействие семьи и школы в вопросах духовно-нравственного и гражданского воспитания школьников Накопление передового педагогического опыта
Утверждено приказом по школе от «12 » марта 2012г. 61/1 Комплексный план по внедрению курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 1 г.Ворсма ЗадачиСрокиОтветственные, Участники выполнения Ожидаемый результат 1.Нормативно-правовое обеспечение 1.1. Рассмотрение на Совете Учреждения вопроса о введении в школе курса ОРКСЭ Март 2012 Колемасов В.В., директор школы Протокол Совета Учреждения 1.2.Разработка и издание приказов: 1. «О создании рабочей группы по введению курса ОРКСЭ» 2. «Об утверждении комплексного плана по внедрению курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ. Ворсма» 3. «О внесении изменений в должностные инструкции» учителя начальных классов, заместителя директора по ВР, педагога-психолога 4.«О внесении изменений в ООП НОО» Март 2012 Колемасов В.В., директор школы Зинякова Н.А., зам.директора по ВР, Приказы 1.3.Внесение изменений в «Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда МБОУ СОШ 1 г. Ворсма» Апрель 2012 Колемасов В.В., директор школы Изменения в «Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда МБОУ СОШ 1 г. Ворсма»
2.Организационно-управленческие условия 2.1.Формирование рабочей группы по внедрению курса ОРКСЭ Март. Зинякова Н.А., зам.директора по ВР Создание рабочей группы с распределением функционала 2.2.Анализ готовности школы по внедрению курса ОРКСЭ Март 2012г. Зинякова Н.А., зам.директора по ВР Аналитические данные 2.3.Разработка плана мероприятий по внедрению курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 1 г.Ворсма Март.Зам.директора по ВР Комплексный план по внедрению курса ОРКСЭ в МБОУ СОШ 1 г.Ворсма 2.4.Анализ результатов апробации курса ОРКСЭ Март. Рабочая группа Аналитические данные результатов апробации 2.5.Организация работы: - по внесению изменений в основную образовательную программу начального общего образования - разработке системы оценки достижения планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ; Апрель-июнь 2012 Зинякова Н.А., зам.директора по ВР. Рабочая группа Изменение в ООП НОО системы Разработанная система оценки достижений.
2.6.Организация взаимодействия с научными, религиозными, общественными организациями В течение учебного года Зинякова Н.А зам.директора по ВР Совместные планы работы 2.7.Совещание при директоре с целью обсуждения организационно- содержательных вопросов введения курса ОРКСЭ Март 2012г.Колемасов В.В., директор школы, Зинякова Н.А., зам.директора по ВР Рабочая группа Протокол 2.8.Создание базы данных по педагогам, преподающим ОРКСЭ Март. Зинякова Н.А., зам.директора по ВР База данных 2.9.Организация проведения заседаний рабочей группы по введению курса ОРКСЭ По плану работыРабочая группа Зинякова Н.А., зам.директора по ВР Протоколы заседаний 2.10.Разработка рабочих программ по предмету и тематического планирования Апрель – май. Учителя ОРКСЭ Лебедева Л.Е., Шилина О.Н., Лазова С.К. Рабочие программы по предмету и тематическое планирование.
3.Организационно-педагогическое сопровождение 3.1.Диагностика и анализ уровня готовности педагогов к введению ОРКСЭ Март. Зинякова Н.А., зам.директора по ВР Стрижова Е.А., руководитель ШМО Перечень профессиональных затруднений педагогов 3.2.Формирование заявки на организацию повышения квалификации педагогов к внедрению курса ОРКСЭ по выбранному модулю в управление образования Март 2012г.Клементьева И.К., зам.директора по УР Заявка 3.3.Направление на курсовую подготовку учителей, внедряющих курс ОРКСЭ Март-июнь. Клементьева И.К., зам.директора по УР Положительная динамика уровня готовности педагогов 3.4.Организация методического сопровождения и методического обеспечения в школе До мая 2013 Клементьева И.К., зам.директора по УР Седова И.А., руководитель ШМО обществознание, Стрижова Е.А., руководитель ШМО начальных классов Положительная динамика уровня компетенций педагогов в вопросах ОРКСЭ
4.Учебно-методическое обеспечение 4.1.Провести разъяснительную и информационную работу среди родителей обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ МартКолемасов В.В.,.директор школы, Зинякова Н.А., зам.директора по ВР. Высокий уровень информированности родителей 4.2.Организовать сбор заявлений родителей обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ Март Зинякова Н.А., зам.директора по ВР; учителя ОРКСЭ Лебедева Л.Е., Шилина О.Н., Лазова С.К. Показатели распределения родителей по модулям. Информация в УО по выбору модулей. 4.3.Разработать процедуру возможной смены модуля для тех родителей, которые сочтут важным внести корректировки в свой выбор Март Зинякова Н.А.,зам.директора по ВР. Разработанная процедура 4.4.Сформировать заявку на приобретение учебников по комплексному учебному курсу ОРКСЭ До 15 марта Колемасов В.В., директор школы Волкова Е.В., зав.библиотекой Сформированная заявка 4.5.Составить список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, для их применения при ведении курса ОРКСЭ Март 2012 Клементьева И.К., зам.директора по УР, Волкова Е.В.,зав.библиотекой, Перечень учебников и учебных пособий 4.6.Обеспечение укомплектованности библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами по ведению курса ОРКСЭ. Апрель- июнь 2012 года Колемасов В.В., директор школы Волкова Е.В., зав.библиотекой Перечень печатных и электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями курса ОРКСЭ.
5.Информационное сопровождение введения ОРКСЭ 5.1.Информирование и просвещение родительской общественности. 1. Ознакомить родителей с: - нормативно - правовым обеспечением курса; - концептуальными основами курса; -с содержанием учебных модулей курса. 2. Проведение родительских лекториев для знакомства с особенностями курса. 3.Формирование директ-папки с информацией о курсе. Март – апрель 2012г.Колемасов В.В., директор, Зинякова Н.А.,зам.директора по ВР; учителя 3-х классов текущего года. Информационная компетентность родителей 5.2.Изучение мнения родительской общественности. - организовать круглый стол по проблематике курса; - анализ выступлений, предложений родителей. Март 2012г.Зинякова Н.А., зам.директора по ВР; Анализ отношения родителей к введению курса. 5.3.Подготовка и размещение информации по введению и внедрению курса на сайте школы постоянноЗинякова Н. А.,зам.директора по ВР; Лопырина О.Н. Регулярная информация на официальном сайте школы. 5.4.Подготовка и размещение информации в СМИ города апрельЗинякова Н.А.,зам.директора по ВР; Рабочая группа, Статья в городскую газету 5.5.Открытые и совместные уроки и мероприятия для родителей по выбранному модулю ОРКСЭ уч.годУчителя, ведущие ОРКСЭУроки и внеклассные мероприятия
6.Контроль и мониторинг 6.1.Формирование критериев оценки результатов учащихся Апрель- майЗинякова Н.А.,зам.директора по ВР Рабочая группа Критерии оценки 6.2.Анализ существующей системы мониторинга и контроля в соответствии с требованиями ОРКСЭ МартЗинякова Н.А.,зам.директора по ВР, Рабочая группа Перечень отсутствующих элементов в системе мониторинга и контроля 6.3.Внесение изменений в систему мониторинга и контроля АпрельЗинякова Н.А.,зам.директора по ВР. Рабочая группа Скорректированная система мониторинга и контроля 6.4.Реализация системы мониторинга и контроля при внедрении курса ОРКСЭ Сентябрь - май 2013г.Зинякова Н.А.,зам.директора по ВР. Рабочая группа Результаты замеров, срезов 6.5.Анализ результатов мониторинга и контроля результатов внедрения ОРКСЭ Май 2013г.Зинякова Н.А.,зам.директора по ВР. Динамика изменений в знаниях, поведении, познавательной активности учащихся Степень удовлетворенности родителей, педагогов, учащихся внедрением курса
ПРИКАЗ по МБОУ СОШ 1 г.Ворсма от г. 53 О создании рабочей группы по введению курса ОРКСЭ. В целях организованного введения в школе комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) в учебной году. Приказываю: 1.Создать рабочую группу по введению курса ОРКСЭ в следующем составе: 1.Зинякова Н.А., заместитель директора по ВР, - руководитель группы; 2. Стрижова Е.А., руководитель ШМО учителей начальных классов, - исполнитель; 3. Осоева М.В., педагог-психолог – исполнитель; 4. Лебедева Л.Е., учитель начальных классов - исполнитель; 5. Шилина О.Н., учитель начальных классов - исполнитель; 6. Лазова С.К., учитель начальных классов – исполнитель; 7. Седова И.А., учитель истории, - исполнитель. 2. Рабочей группе подготовить комплексный план по внедрению курса ОРКСЭ в школе до 16 марта 2012г. (Отв. Зинякова Н.А.). 3. Сформировать заявку на УМК курса до 15 марта 2012г. (Отв. Волкова Е.В.). 4. Проводить регулярный мониторинг и сопровождение внедрения курса, работу с родителями. (Отв. Осоева М.В.). 5. Учителям начальных классов составить рабочие программы, тематическое планирование курса до 15 апреля 2012 года (Отв. Лазова С.К., Лебедева Л.Е., Шилина О.Н.). 6. Разместить на школьном сайте максимально полную информацию по внедрению учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» до 21 марта 2012г. (Отв. Зинякова Н.А., Лопырина О.Н.). 7. Назначить координатором и ответственным за введение в школе курса ОРКСЭ заместителя директора по воспитательной работе Зинякову Н.А. 8. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой. Директор школы В.В.Колемасов С приказом ознакомлены:
Полезные Интернет-ресурсы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ: Федеральный портал «Российское образование» Российский портал открытого образования: Издательство «Просвещение»: Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн: Портал «Музеи России»:
Выход на сайт НИРО «Методическое сопровождение тьюторов» «Основы религиозных культур и светской этики» Логин – pavlovo Пароль – pavlovo Работа по всем темам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г. Ворсма Павловского района Нижегородской области. Спасибо за внимание!