Профилактика девиантного поведения молодежи для студентов направления подготовки Социальная работа Профессиональный цикл Трудоемкость дисциплины – 3 з.е. Курс осуществляет: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Зайдуллина Гульнара Гумаровна
В дисциплине «Профилактика девиантного поведения молодежи» излагаются ключевые проблемы теории девиантного поведения, а также эффективные модели и технологии организации профилактической работы с молодежью девиантного поведения, применяемые в России и за рубежом. Рассматриваемые теоретические аспекты девиантного поведения молодежи, различные концепции девиантности, его основные причины и предпосылки, формы проявления, психолого-педагогические особенности подростков с девиантным поведением необходимы и обоснованны для организации своевременной профилактической работы с молодежью девиантного поведения, выбора эффективных направления, форм и методов профилактики. Особое внимание уделяется изучению категории детей «группы риска», специфике работы с данной категорией молодежи в учреждениях социально- педагогической помощи и поддержки, а также анализу нормативно-правовых основ такой деятельности в работе с молодежью группы риска. Дисциплина включает в себя два раздела: теоретические аспекты девиантного поведения молодежи, профилактика девиантного поведения молодежи.
Цель дисциплины: Формирование профессиональной компетентности студентов посредством освоения ими совокупности знаний и умений, необходимых специалисту по работе с молодежью для эффективного решения профессиональных задач в работе с молодежью с девиантным поведением.
Основные задачи дисциплины: Сформировать у студентов знания о теоретических аспектах девиантного поведения, понятии девиации, видах и формах отклоняющегося поведения с асоциальной направленностью. Проанализировать основные причины и предпосылки девиантного поведения молодежи, их дифференциацию по отношению к различным категориям молодёжи. Сформировать совокупность системы знаний и умений о направлении, методах, и формах работы по профилактике девиантного поведения молодежи. Изучить основы проведения профилактических мер для улучшения нравственной атмосферы в обществе, воспитания нетерпимости к преступлениям. Развивать у студентов личностные качества и способности, необходимые для эффективного взаимодействия с молодежью с девиантным поведением.
Дисциплина «Профилактика девиантного поведения молодежи» направлена на формирование компетенций: общекультурные компетенции: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); общепрофессиональные компетенции: способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-10).
Т ребования к уровню освоения содержания дисциплины : Студенты в итоге изучения дисциплины должны: Знать: Психолого-педагогические, социально-правовые, экономико- управленческие и технологические основы организации работы по профилактике девиантного поведения молодежи; Эффективные модели и технологии организации профилактической работы с молодежью девиантного поведения, применяемые в России и за рубежом.
Т ребования к уровню освоения содержания дисциплины : Изучить опыт: Деятельности органов законодательной, исполнительной, муниципальной власти в организации профилактической работы с молодежью девиантного поведения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; Реализации функций по профилактике девиантного поведения молодежи в местных сообществах, образовательных учреждениях, на предприятиях, воинских частях, учреждениях системы исполнения наказаний; Организации работы с молодежью, отнесенной к группе риска в организациях и учреждениях, специализирующихся на реализации функций государственной молодежной политики и работы с молодежью.
Т ребования к уровню освоения содержания дисциплины : Владеть: Способами и формами профилактической работы с молодежью с девиантным поведением; Методами диагностики причин девиантного поведения молодежи; Навыками эффективного взаимодействия с молодежью девиантного поведения и их семьями; Способами информирования и консультирования молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; Методами и технологиями интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.
Текущая аттестация качества усвоения знаний: Используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Для текущей оценки усвоения студентами излагаемого материала в лекциях и на семинарских занятиях используются различные формы самостоятельной учебной деятельности студентов: конспектирование учебной и научной литературы, работа с понятиями, анализ отдельных статей нормативно-правовой документации, сбор и анализ практического материала, решение кейсов, подготовка презентаций по темам дисциплины, составление портфолио по дисциплине, описание технологий профилактической работы с различными категориями девиантной молодежи, а также технологий работы с различными типами неблагополучных семей по профилактике девиантного поведения молодежи.
Основные темы дисциплины «Профилактика девиантного поведения молодежи»: РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты девиантного поведения молодежи Тема 1. Девиация. Социальные нормы и девиантное поведение. Концепции девиации. Тема 2. Проблема классификации девиантного поведения молодежи. Понятие «группа риска». Тема 3. Причины и предпосылки девиантного поведения молодежи, их анализ. Тема 4. Специфика подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема формирования девиантного поведения. РАЗДЕЛ 2. Профилактика девиантного поведения молодежи Тема 1. Сущность, задачи, принципы профилактики девиантного поведения молодежи. Тема 2. Направление и формы работы специальных, государственных и общественных организаций по профилактике девиантного поведения молодежи. Тема 3. Работа специалиста с различными категориями молодежи. Тема 4. Работа с семьей по профилактике девиантного поведения молодежи. Тема 5. Профилактические меры по улучшению нравственной атмосферы в обществе. Тема 6. Воспитание нетерпимости к преступлениям.
Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье. Автореф. дисс. …канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, с. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Редакционно-издательский центр МГГУ им. М. А. Шолохова, с. Сущностная характеристика понятия «девиантное поведение личности» // Актуальные вопросы педагогики и психологии: Материалы Международной заочной научно-практич. конф. Ч. I. Новосибирск: Изд-во «ЭНСКЕ», С. 28 – 32. Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье //Дискуссия (15). С. 81 – 84. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по работе с молодежью по профилактике девиантного поведения молодежи // Инновации в образовательном процессе вуза: Коллективная монография. Гл. 4. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, С. 51 – 63. Причины девиантного поведения детей подросткового возраста // Общественные науки: Всероссийский научный журнал С Профилактика девиантного поведения молодежи: Учебно-методический комплекс дисциплины. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т, –59 с. Профилактика девиантного поведения молодежи: Рабочая учебная программа дисциплины. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т, с. Основные научные и учебно-методические работы автора по дисциплине:
Спасибо за внимание!