ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ КАК О РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЕ. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Детско-родительские отношения
Одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка…. Наиболее эффективным местом развития детей является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка.
В АЖНОСТЬ СЕМЬИ КАК ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ ОБУСЛОВЛЕНА ТЕМ, ЧТО В НЕЙ РЕБЕНОК НАХОДИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СВОЕЙ ЖИЗНИ, И ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ СВОЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ НИ ОДИН ИЗ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ НЕ МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С СЕМЬЕЙ. В НЕЙ ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, И К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ ОН УЖЕ СФОРМИРОВАЛСЯ КАК ЛИЧНОСТЬ.
С ЕМЬЯ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ФАКТОРА ВОСПИТАНИЯ. П ОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО НИКТО, КРОМЕ САМЫХ БЛИЗКИХ ДЛЯ НЕГО В СЕМЬЕ ЛЮДЕЙ – МАТЕРИ, ОТЦА, БАБУШКИ, ДЕДУШКИ, БРАТА, СЕСТРЫ, НЕ ОТНОСИТСЯ К РЕБЕНКУ ЛУЧШЕ, НЕ ЛЮБИТ ЕГО ТАК И НЕ ЗАБОТИТСЯ СТОЛЬКО О НЕМ.
Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей её членов, называется функцией.
Функции семьи
Хозяйственно-экономическая. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них.
Сексуально-репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети - это фактор стабилизации семьи, а с другой - это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Образовательно-воспитательная (социализации). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям» (А.И. Захаров, 1995).
Коммуникативно-восстановительная функция rcreatio восстановление) Она связанна с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Регенеративно-наследовательная функция (лат. regeneratio возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» - ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность как альбом с фотографиями чужому человеку не передашь - только своему, родному).
Кроме традиционных функций можно выделить другие, которые возникли в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная - психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от функционирования этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.
Х АРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Общие факторы: 1. Образ мыслей семьи. 2. Образ общения семьи. 3. Отношение социальной среды к семьям. 4. Традиции нации, народности, края (места) проживания семьи. 5. Традиции семьи. 6. Интеллектуальный уровень учащихся школ, групп, классов, в которых учатся дети.
Частные факторы: 1. Представления родителей об эталоне воспитанной личности. 2. Предрасположенность к полу ребенка в семье. 3. Педагогическая культура общения родителей. 4. Мотивы рождения ребенка. 5. Установки супругов на воспитание детей. 6. Уровень притязаний родителей к ребенку.
Специфика семейного воспитания 1)эмоциональный характер семейного воспитания, основывающийся на родственных чувствах 2) постоянство и длительность 3) чувство защищенности, любви, принятия 4) психологические механизмы социализации (подкрепление и идентификация)
Т ИПЫ СЕМЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПЕЦИФИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Гармоничные семьи: педагогически талантливые родители; семьи, требующие лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения. Проблемные семьи: семьи, требующие длительной помощи в разрешении конфликтов или неуспехов детей; семьи в кризисных ситуациях (болезнь родителей, развод); семьи, требующие практически постоянного контроля и помощи или обеспечения психологической и социальной защиты ребенка: антипедагогические, аморальные, асоциальные.
Р АЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ ОтношенияПериод развития Синхронность отношений «родители- новорожденный» Новорожденный (рождение – 4 недели) Взаимная привязанность родителей и детейМладенчество (рождение – 1 год) Взаимозависимость родителей и детей«Ходячее детство» (1-3 года) Отношения партнерстваРаннее детство (3-6 лет) Взаимное отчуждение детей и родителейДошкольники и младшие школьники (6-12 лет) Индивидуализация подростков. Формирование компании сверстников Подростковый возраст (13-18 лет)
Стили родительского воспитания Демократический стиль Контролирующий стиль
А ВТОРИТАРНЫЙ ( ВЛАСТНЫЙ ) СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ МАКСИМАЛЬНО ПОДЧИНИТЬ СВОЕМУ ВЛИЯНИЮ ДЕТЕЙ, ПРЕСЕКАТЬ ИХ ИНИЦИАТИВУ, ЖЕСТКО ДОБИВАТЬСЯ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ ИХ ПОВЕДЕНИЕ, ИНТЕРЕСЫ И ДАЖЕ ЖЕЛАНИЯ. Э ТО ДОСТИГАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ПОСТОЯННОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЖИЗНЬЮ ДЕТЕЙ И НАКАЗАНИЙ. В РЯДЕ СЕМЕЙ ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАВЯЗЧИВОМ СТРЕМЛЕНИИ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПОВЕДЕНИЕ, НО И ВНУТРЕННИЙ МИР, МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ ДЕТЕЙ, ЧТО МОЖЕТ ПРИВОДИТЬ К ОСТРЫМ КОНФЛИКТАМ. Т АКОЙ СТИЛЬ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ДИСЦИПЛИНИРУЯ РЕБЕНКА И ФОРМИРУЯ У НЕГО ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УСТАНОВКИ И НАВЫКИ ПОВЕДЕНИЯ, С ДРУГОЙ - МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ОТЧУЖДЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ, ВРАЖДЕБНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ, ПРОТЕСТ И АГРЕССИЮ ЗАЧАСТУЮ ВМЕСТЕ С АПАТИЕЙ И ПАССИВНОСТЬЮ.
Д ЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ УСТАНОВИТЬ ТЕПЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ, ПРИВЛЕКАЯ ЕГО К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ, ПООЩРЯЯ ИНИЦИАТИВУ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Р ОДИТЕЛИ, УСТАНАВЛИВАЯ ПРАВИЛА И ТВЕРДО ПРОВОДЯ ИХ В ЖИЗНЬ, НЕ СЧИТАЮТ СЕБЯ БЕЗУПРЕЧНЫМИ И ОБЪЯСНЯЮТ МОТИВЫ СВОИХ ТРЕБОВАНИЙ, ПООЩРЯЮТ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ДЕТЬМИ ; У РЕБЕНКА ЦЕНИТСЯ КАК ПОСЛУШАНИЕ, ТАК И НЕЗАВИСИМОСТЬ. Д ОВЕРИЕ К РЕБЕНКУ В ПРИНЦИПЕ ОТЛИЧАЕТ ТИП КОНТРОЛЯ НАД НИМ ПО СРАВНЕНИЮ С АВТОРИТАРНЫМ СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ, ДЕЛАЕТ ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ВОСПИТАНИЯ ОДОБРЕНИЕ, ПООЩРЕНИЕ, СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ УСПЕХА.
П АРАМЕТРЫ ИЗМЕРЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (А ННА Я КОВЛЕВНА В АРГА ): "кооперация" (социальная желательность) "симбиоз" "авторитарная гиперсоциализация" "маленький неудачник" (инфантилизация - инвалидизация)
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !