Формы работы с семьей на консультационно м пункте Авторы: 1. Бондарева И.В. (учитель-дефектолог, МДОУ 47) г. Ярославль 2. Уточкина И.В. (педагог-психолог МДОУ 190) г. Ярославль 3. Дворникова О.В. (педагог-психолог МДОУ 19) г. Ярославль 4. Айтофанова Н.С (воспитатель г. Ростов, МДОУ 13.)
Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется. Одно из важных направлений деятельности в настоящее время – работа с детьми, не посещающими детский сад по разным причинам. Для решения проблемы создаются новые формы дошкольного образования, одна из которых – консультационные пункты. Деятельность КП предполагает тесное сотрудничество ДОУ с семьей. Все формы и виды взаимодействия КП с семьей направлены на установление доверительных отношений между родителями и педагогами, оказание помощи родителям в установлении контакта со своими детьми; на воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Данный материал предназначен для педагогов, работающих с «неорганизованными детьми» Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется. Одно из важных направлений деятельности в настоящее время – работа с детьми, не посещающими детский сад по разным причинам. Для решения проблемы создаются новые формы дошкольного образования, одна из которых – консультационные пункты. Деятельность КП предполагает тесное сотрудничество ДОУ с семьей. Все формы и виды взаимодействия КП с семьей направлены на установление доверительных отношений между родителями и педагогами, оказание помощи родителям в установлении контакта со своими детьми; на воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Данный материал предназначен для педагогов, работающих с «неорганизованными детьми» Пояснительная записка
Цель деятельности консультационного пункта Оказание комплексной медико - психолого - педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения Оказание комплексной медико - психолого - педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения Задачи : оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений у ребенка; повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); оказание ребенку адекватной коррекционно-развивающей помощи; оказание содействия в социализации детей; информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Модель взаимодействия семьи и специалистов консультационного пункта
Модель функционирования консультационного пункта для родителей (законных представителей) и детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение Основные направления работы: Оказание консультативной помощи родителям по их запросам. Оказание коррекционно-развивающей помощи детям. Обращение родителя руководитель консультационного пункта руководитель консультационного пункта координатор консультационного пункта Врач-педиатр + Психолог Учитель-логопед Учитель - дефектолог Педагог-психолог Инструктор ЛФК, Информированиеродителей Итоговое заседание комиссии
Формы работы с родителями на КП n Первичный прием n Диагностическое обследование n Консультирование по реализации индивидуальной программы n Консультирование по запросу родителей n Развивающее или коррекционно- развивающее занятие n Совместное занятие с родителем и ребенком n Групповое занятие с родителями n Совместный семейный досуг n Дистанционное консультирование
Первичный прием Участниками первичного приема, как правило, являются: социальный - педагог, врач - педиатр, педагог - психолог, родители и ребенок. Врач проводит собеседование с родителями, при этом обращает внимание на акушерско- гинекологический анамнез. Социальный педагог проводит сбор и обработку информации о семье и ребенке, педагог- психолог диагностику психического развития и уровня сформированности эмоционально-волевой сферы ребенка. Данные первичного приема позволяют сделать вывод о том, какая организационная форма педагогического сопровождения наиболее целесообразна для семьи. Участниками первичного приема, как правило, являются: социальный - педагог, врач - педиатр, педагог - психолог, родители и ребенок. Врач проводит собеседование с родителями, при этом обращает внимание на акушерско- гинекологический анамнез. Социальный педагог проводит сбор и обработку информации о семье и ребенке, педагог- психолог диагностику психического развития и уровня сформированности эмоционально-волевой сферы ребенка. Данные первичного приема позволяют сделать вывод о том, какая организационная форма педагогического сопровождения наиболее целесообразна для семьи.
Задачи первичного приема n Знакомство и установление контакта с родителями и ребенком n Диагностическое обследование n Сбор анамнестических данных n Обозначение родителями запроса n Обозначение ожидаемого результата n Выбор путей реализации запроса n Планирование дальнейшей работы
Диагностическое обследование Диагностическое обследование направлено на изучение интеллектуального развития, речевого развития, развитие познавательной деятельности, состояния ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированности учебных навыков (для школьников), индивидуальных особенностей личности, поведения, особенностей эмоционально-волевой сферы. Диагностическое обследование направлено на изучение интеллектуального развития, речевого развития, развитие познавательной деятельности, состояния ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированности учебных навыков (для школьников), индивидуальных особенностей личности, поведения, особенностей эмоционально-волевой сферы. Выбор методов и приемов диагностического обследования определяется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Выбор методов и приемов диагностического обследования определяется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. После обработки данных диагностического обследования составляется индивидуальная программа развития ребенка После обработки данных диагностического обследования составляется индивидуальная программа развития ребенка
Консультирование по реализации индивидуальной программы n Педагог обозначает проблему n Знакомит родителей с основными направлениями работы с ребенком n Обозначает методы и приемы наиболее эффективные для развития и коррекции n Прогнозирует желаемый результат n Планирует дальнейшую совместную деятельность
Консультирование по запросу родителей Индивидуальное консультирование Индивидуальное консультирование Содержание консультации ориентировано на решение задач, определенных программой, и включает в себя пояснения педагога об общих подходах к формированию тех или иных умений ребенка Содержание консультации ориентировано на решение задач, определенных программой, и включает в себя пояснения педагога об общих подходах к формированию тех или иных умений ребенка Групповое консультирование Групповые консультации организуются по наиболее «острым» проблемам воспитания. Консультации могут проводиться циклами или затрагивать одну «разовую» тему. Группы родителей подбираются согласно запросу Группы родителей подбираются согласно запросу
Консультирование по запросу родителей Консультирование осуществляют специалисты КП 1. Врач Врач 2. Педагог-психолог Педагог-психолог 3. Учитель-дефектолог Учитель-дефектолог 4. Учитель-логопед Учитель-логопед 5. Воспитатель Воспитатель 6. Инструктор ЛФК Инструктор ЛФК Инструктор ЛФК 7. Социальный педагог Социальный педагог Социальный педагог 8. Музыкальный руководитель
Развивающие и коррекционно-развивающие зззз аааа нннн яяяя тттт ииии яяяя на КП nЗnЗnЗnЗанятия с учителем-логопедом. Логопед проводит с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи. Кроме того, логопед вместе с музыкальным руководителем проводит занятие- логоритмику (занятия, сочетающие речевые игры и движения под музыку). nЗnЗnЗnЗанятие с учителем-дефектологом Учитель-дефектолог проводит занятия, направленные на формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях действительности, на совершенствование умственной деятельности, на формирование умений и навыков, устранении пробелов в обучении и развитии, а также коррекцию уже имеющихся нарушений.
Развивающие и коррекционно- развивающие занятия на КП n Занятие с педагогом –психологом На занятиях педагог-психолог осуществляет коррекцию личностных особенностей детей и коррекцию особенностей эмоционально-волевой сферы На занятиях педагог-психолог осуществляет коррекцию личностных особенностей детей и коррекцию особенностей эмоционально-волевой сферы n Занятие с инструктором ЛФК Занятие ЛФК содержит методы лечения и профилактики, основанные на использовании лечебной гимнастики, состоящей из специально подобранных и методически разработанных физических упражнений. При составлении занятий инструктор учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса, происходящего в системах и органах детского организма. В основе оздоровительного действия лечебной гимнастики лежат физические нагрузки, строго дозированные Занятие ЛФК содержит методы лечения и профилактики, основанные на использовании лечебной гимнастики, состоящей из специально подобранных и методически разработанных физических упражнений. При составлении занятий инструктор учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса, происходящего в системах и органах детского организма. В основе оздоровительного действия лечебной гимнастики лежат физические нагрузки, строго дозированные
Совместное занятие с родителем и ребенком Ребенок, не посещающий детский сад, все свое время проводит в кругу семьи. Поэтому необходимо обучать родителей методам и приемам развития ребенка в домашних условиях. Основной формой работы является взаимодействие с родителями на занятиях, когда приходится решать основные педагогические задачи. Задачи обучения родителей и развития ребенка реализуются в процессе совместной деятельности. Наблюдая за работой педагогов, родители обучаются определенным приемам взаимодействия с ребенком. Рекомендации для домашнего обучения даются педагогам после каждого занятия. Ребенок, не посещающий детский сад, все свое время проводит в кругу семьи. Поэтому необходимо обучать родителей методам и приемам развития ребенка в домашних условиях. Основной формой работы является взаимодействие с родителями на занятиях, когда приходится решать основные педагогические задачи. Задачи обучения родителей и развития ребенка реализуются в процессе совместной деятельности. Наблюдая за работой педагогов, родители обучаются определенным приемам взаимодействия с ребенком. Рекомендации для домашнего обучения даются педагогам после каждого занятия.
Групповые занятия с родителями. n Семинары-практикумы Семинары-практикумы n Тренинги Тренинги n Школа родителей (семейный клуб) (семейный клуб)(семейный клуб) n Круглый стол и др. На групповых занятиях родители получают не только теоретические знания, но и практические навыки. На групповых занятиях родители получают не только теоретические знания, но и практические навыки.
Совместные семейные досуги n Совместные семейные праздники Совместные семейные праздники Совместные семейные праздники Содержание праздников должно содержать работу с детьми по вопросам здоровья. Воспитания и развития, что позволит сформировать у родителей представление о важности всестороннего развития Содержание праздников должно содержать работу с детьми по вопросам здоровья. Воспитания и развития, что позволит сформировать у родителей представление о важности всестороннего развития n Совместные прогулки Во время прогулки педагог создает условия для всестороннего развития ребенка. А родитель, в свою очередь, участвует во всех наблюдениях, совместной трудовой и игровой деятельности Во время прогулки педагог создает условия для всестороннего развития ребенка. А родитель, в свою очередь, участвует во всех наблюдениях, совместной трудовой и игровой деятельности
Дистанционное консультирование Дистанционное консультирование В работе КП рекомендуется использовать различные средства информирования родителей: В работе КП рекомендуется использовать различные средства информирования родителей: n буклеты; n памятки; памятки; n информационные стенды; n газеты; n тематические выставки; n аудиоматериал; аудиоматериал; n видеоматериал ; n интернет сайты.
Библиографический список Кириллова З.Ф., Глушкова Г.В. Организация работы консультативного пункта в детском саду // Журнал «Справочник старшего воспитателя» Клуб успешной адаптации (для родителей и детей раннего детства в период подготовки к поступлению их в дошкольное образовательное учреждение) Захарова Т.Н., Сурова Т.И., ГОУ ЯО ИРО, 2008У Кротова Т.В. Консультативные пункты для родителей и детей, не посещающих ДОУ // Журнал «Справочник старшего воспитателя» Скоро в школу ГОУ ЯО ИРО, Тихомирова О.В. Педагогическое сопровождение развития ребенка, не посещающего ДОУ ГОУ ЯО ИРО, Узойкина Л.А. Психолого – педагогический консультативный пункт // Журнал «управление дошкольным образовательным учреждением»
Спасибо за внимание!