«Самоконтроль младших школьников – развивающееся на основе их природных задатков и имеющихся психологических особенностей умение критически оценить своё внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.»
«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Всё ли я ответил?»
«Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении её недочётов.»
Так в 1классе дети учатся: сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем; выполнять действия по развёрнутой инструкции; осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; использовать для самоконтроля схемы- модели, составленные учителем;
Во 2 классе ученикам предлагается: сравнивать промежуточный результат с эталоном; перечислять последовательность действий и операций контроля; корректировать памятки; выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; участвовать в коллективно-распределительной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям;
В 3 классе ученики тренируются в: сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; составлении проверочных заданий для самоконтроля; коллективно-распределительном составлении алгоритмов; выполнении действий по инструкции с ограничениями; самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя;
В 4 классе школьники упражняются в : сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; определении состава действий и операций предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей; выполнении действий по общим инструкциям; самопроверке по плану с отсутствующими (неопределёнными)звеньями; целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога;
формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса(учителя, ученика, родителей), обеспечивающего активизацию самостоятельной деятельности учащегося и повышение эффективности развития самоконтроля в учебной деятельности; осуществление программы диагностики уровня развития самоконтроля в учебной деятельности; оптимизация отбора учебного материала, необходимого для развития самоконтроля.
контроль со стороны учителя; взаимоконтроль «ученик-ученик»; контроль со стороны родителей; Взаимоконтроль «ученик-учитель»
- итоговый контроль - пооперационный контроль - предваряющий контроль По типу участия органов чувств - слуховой - зрительный - комбинированный - мышечно-двигательный По формам организации работы учащихся - фронтальная проверка - взаимная проверка - индивидуальная проверка
САМОКОНТРОЛЬ по входящим элементам - констатирующий - корректирующий по способам получения информации - непосредственный - опосредованный
По типу участия органов чувств - с луховой - -з рительный - - комбинированный - - мышечно-двигательный По формам организации работы учащихся - - фронтальная проверка - - взаимная проверка - индивидуальная проверка
Умение планировать и конструировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности. Умение организовать осуществление своей учебно- познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным познавательным маршрутом. Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности. Умение корректировать и совершенствовать свою учебно–познавательную деятельность. Умение оценивать собственную учебно- познавательную деятельность и её результаты с выходом в рефлексивную позицию.
1. Надо создать потребность в самоконтроле. Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность ответа. 2. Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.
3. Надо сообщать учащимся способ проверки решенной задачи, уравнения, неравенства. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты. 4.Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путём проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение. 5.Иногда учитель преднамеренно допускает ошибки на доске.
6.В тех темах, в которых возможно, проводить наблюдения и практические работы по математике. Самоконтроль при выполнении лабораторных работ осуществляется обычно повторным измерением и вычислениями (при возможности – другим способом), иногда непосредственным измерением искомой величины. 7.Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля. 8.Полезно иногда предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища.
Первый уровень - отсутствие контроля Второй уровень - контроль на уровне непроизвольного внимания. Третий уровень - потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. Четвёртый уровень – актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Пятый уровень - потенциальный рефлексивный контроль. Шестой уровень- актуальный рефлексивный контроль.
1. Потребность в контроле; 2.Осознание назначение контроля; 3.Умение обнаруживать ошибку (свою, своих товарищей, учителя; самостоятельно, в хорошо знакомых действиях, в новых условиях); 4.Умение объяснить ошибку; 5.Умение критически относиться к контролю со стороны других детей, учителя; 6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия; 7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи; 8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища); 9.Умение осуществлять проверку; 10.Умение составлять план проверки.
6.Умение исправлять ошибку на основе соотнесения хода и результата действия с заданной схемой действия; 7.Умение осуществлять содержательный контроль, обнаружить ошибки по причине несоответствия способа действия и условий задачи; 8.Умение осуществлять межличностный рефлексивный контроль (реконструировать способ действий товарища); 9.Умение осуществлять проверку; 10.Умение составлять план проверки