Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов 1.
Advertisements

Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования : неопределенность результатов 1.
Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Ключевые изменения в школе и управление школой с созданием управляющих.
Современное представление о результатах образования Часть 1 А.И.Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ "ЭВРИКА" 1 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОРАЗОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ.
« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Институциональная модернизация системы образования А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
ЦЕНА И ЦЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Митряева Н.В., Директор МБОУ «Гимназия 14»
« Стратегия развития системы образования: цели и институты » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Модернизация общего образования края: ориентиры и задачи на 2008 год Вячеслав Владимирович Башев, руководитель агентства образования Окружное совещание.
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Еврейской автономной области Председатель комитета образования ЕАО Е.А. Сильянов.
О ходе реализации основных направлений КПМО МОУ « СОШ 64»
« Стратегия развития системы образования: цели, институты, электронная среда » А.И.Адамский, научный руководитель АНО Институт проблем образовательной.
Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС Р.В. Селюков – первый заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»
О ходе реализации основных направлений КПМО МОУ « СОШ 14»
1 НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ По результатам реализации региональных комплексных проектов модернизации образования Организация-оператор Институт проблем образовательной.
1 Первоочередные задачи на 2007/2008 учебный год Минобрнауки России сентябрь, 2007.
Транксрипт:

Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 1. Неопределенность результатов 1

Цели модернизации образования Догнать лидеров Удовлетворить критиков Обеспечить конкурентоспособность Занять население Улучшить жизнь людей 2

История модернизации образования Моисей - исход, закон, новые ценности, текст Иисус - учитель, новые правила, нормы, новые ценности, новая школа Сократ - текст, метод, новые ценности Блаженный Августин, Игнатий Лойола, Ян Амос Коменский - система, учреждение, организация Княгиня Ольга, князь Владимир - новые ценности, грамотность, учреждение, школа - государство 3

История модернизации образования Петр I - первая модернизация образования в России Екатерина Великая - вторая модернизация, создание института образования, системы школ, охранная педагогика самодержавия Ленин, Сталин - третья модернизация образования в России, педагогика социализма Мы накануне четвертой модернизации образования

Модернизация укладов - связь с образованием Модернизация образования: черепаха и Ахиллес. Жизнь меняется: образование догоняет. Пока жизнь менялась медленно - школа НЕ успевала малозаметно Примерно на этапе использования энергии воды, стало ясно, что "гонка образовательного вооружения" проиграна окончательно. До этого была война луддитов – жестокая, но проигранная вчистую. 5

Модернизация укладов - связь с образованием Телефон, радио, автомобиль, самолет, ракета, атомная бомба и компьютер "похоронили" образование как институт "подготовки к жизни" Время предельных изменений (жизненного цикла инноваций), стало намного меньше времени изменений (жизненного цикла) образовательных программ и институтов.

Технологические уклады и образовательные институты При всем желании создавать новое, в нас должно быть, по блестящему выражению Ф. Хайека, смирение перед процессами, "которые превосходят своей мощью индивидуальный разум". Индустриальный уклад Информационный уклад 7

Влияние и эффекты образования Влияние образования на изменения жизни - снижается Влияние образования на качество жизни людей - снижается Качество дошкольного образования все меньше влияет на здоровье и социализацию ребенка Качество общего образования влияет меньше, чем неформальные, несистемные, дополнительные формы образования 8

Влияние и эффекты образования Качество профобразования становится менее значимым, чем внутри фирма подготовка и повышение квалификации Индустриальные институты и формы образования (учреждения, организации типа фабрик и заводов, войсковых подразделений и тюремных укладов, административных контор) - не гибкие, не не восприимчивые. Развитие поэлементно в них невозможно, а тотально - приводит к слому всей конструкции. Отсюда бытующее представление о модернизации, как о разрушении системы образования.

Человек - институт образования Человек становится институтом образования. Иначе он не сможет набрать ресурс социализации, самореализоваться, развить задатки и способности, сформировать необходимые для этого компетенции. Для этого ему нужны навыки конструирования своей образовательной программы, умение учиться учиться, помощь в поиске той деятельности, того способа социализации и самореализации, который максимально соответствует способностям и наклонностям. Его особенностям, специфике, тому, что отличает его от других. Это и есть новый стандарт образования. 10

Адамский А. И., научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Модернизация образования Ч. 2. Неизбежность будущего 11

Человек - институт образования Человек становится институтом образования. Иначе он не сможет набрать ресурс социализации, самореализоваться, развить задатки и способности, сформировать необходимые для этого компетенции. Для этого ему нужны навыки конструирования своей образовательной программы, умение учиться учиться, помощь в поиске той деятельности, того способа социализации и самореализации, который максимально соответствует способностям и наклонностям. Его особенностям, специфике, тому, что отличает его от других. Это и есть новый стандарт образования. 12

Цели модернизации образования Обеспечить социализацию ребенка в современных условиях – как ответить С. Шмидту? За что взять на себя ответственность?... Только потому, что все люди в действительности не являются одинаковыми, мы можем рассматривать их как равных. (Фридрих Хайек, "Индивидуализация и экономический порядок"). Можно ли разных учить одинаково? Но: как решить проблему отношений разных людей? Так, чтобы они не уничтожили друг друга? 13

Индивидуализация – принцип образовательной политики Культивировать различия и на этом строить общее? Индивидуальное образование – как универсальный принцип? Креативный класс – как ответить О.А.Верхозиной?

Как изменяется спрос на навыки (I) (Levy and Murnane, 2004) 1.Экспертное мышление: решение проблем, для которых нет шаблонных решений, напр., диагностирование болезни пациента. 2.Комплексное общение: взаимодействие с людьми для получения информации, объяснения ее или убеждения других в позитивных последствиях деятельности. Хуан Мануэль Морено, «ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, Региональные ответы на глобальные вызовы», Киев, марта 2008 года

Как изменяется спрос на навыки (II) 3.Рутинные когнитивные задачи: умственные задачи, которые хорошо описываются логическими правилами, напр., ведение отчетов о расходах. 4.Рутинные ручные задачи: задачи на выполнение физической работы, которые могут быть хорошо описаны с помощью правил, напр., подсчет и упаковка таблеток. 5.Нерутинные ручные задачи: задачи на выполнение физической работы, которые не могут быть хорошо описаны как те, которые выполняются по правилам действий «если, то» – наоборот, они требуют оптического опознавания и контроля тонкой моторики.

Экспертное мышление Комплексное общение Рутинные ручные Рутинные когнитивные Нерутинные ручные Источник: авторы Levy and Murnane (2003) The Skill Content of Recent Technological Change: An Empirical Exploration, Quarterly Journal of Economics. Институт проблем образовател ьной политики "Эврика" Адамский А.И., 17

В центре внимания – среднее образование Приобретение необходимых знаний и навыков для участия в жизни общества и для экономического успеха зависит от наличия доступа к качественному среднему образованию Хуан Мануэль Морено, «ИЗУЧЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, Региональные ответы на глобальные вызовы», Киев, марта 2008 года

Институциональная образовательная политика Образовательная политика может быть двух видов: культивирование прецедентов и развитие институтов. Культивирование прецедентов: воспроизведение лучших образцов деятельности, их пропаганда, подвижничество и возвеличивание звезд. Институциональная образовательная политика: создание норм, правил, формирование принципов деятельности. 19

Институциональная образовательная политика Богатая история педагогических подвигов и ничтожный системный эффект: Дьюи, Френе, Штайнер, Блонский, Шацкий, Макаренко, Нилл, Игорь Иванов, Олег Газман, Виктор Шаталов, Шалва Амонашвили, Софья Лысенкова. Особняком стоит Мария Монтессори, которой удалось пробить институциональную брешь. Эффект: расширения «колеи» Самым ярким примером является гениальный проект Михаила Щетинина.

Институциональная образовательная политика Переводится ли прецеденты в институциональную норму? Порождает ли норма прорывные прецеденты? Гипотеза в том, что чем эффективнее норма, тем меньше прорывных новаторств. Но когда педагогическое новаторство «засыпает» – учитель маргинализируется. Учителя развивать может только творчество. 21

Институциональная образовательная политика Анекдот о мальчике, который молчал 5 лет, и вдруг сказал:" Каша не соленая!" - Что же ты молчал столько лет? - А все было хорошо. Инновационные школы, которые появились 20 лет назад, остаются локомотивами до сих пор.

Институциональная образовательная политика Институциональная образовательная политика - развитие деятельности через развитие норм, правил, принципов. Примеры принципов: -Формульное финансирование, подушевое финансирование, зарплата по результату, деньги взамен на обязательства, деньги взамен на эффекты. -Качество – соблюдение стандарта 23

Институциональная образовательная политика Самостоятельность школ. Индивидуальное образование. Сетевое взаимодействие. Общественное управление. Качество образования - самореализация, социализация человека. Стандарты в образовании

Примеры норм и правил Вознаграждение должно соответствовать "объективным результатам усилий человека, а не его субъективным достоинствам». Тема для заседания управляющего совета: Расчет заработной платы учителя: установление правил. Как и за что платить учителю? Структура базовой части и показатели распределения стимулирующей части ФОТ – обсуждение с УС 25

О переносах в систему образования Неизбежная тема: все вокруг переносится друг в друга. С запада на восток, из математики в лингвистику и наоборот. Подходы - переносятся. Важно понимать ограничения и риски. Стандартизация как способ развития корпораций Механический перенос на систему образования – не работает. Нужны «операторы перехода» 26

Снижение неопределенности Единственный способ снизить неопределенность и сохранить индивидуальный характер принятия решения человеком - увеличить знания, развить способности, улучшить компетенции. Альтернатива - препятствовать новым знаниям. Парадокс в том, что то, и другое может делать система образования. Выбор за нами. 27