9 класс
Информация. Информационные процессы и системы
В быту В технике В науке Кибернетике Семантическая теория Докумен- талистика Часть знаний, которая используется для активного действия, управления Часть знаний, которая используется для активного действия, управления Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах Сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов Сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов Сведения, которые снимают неопределенность (Смысл общения) Сведения, обладающие новизной (Смысл общения) Сведения, обладающие новизной Все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов Все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов Сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов Сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов
Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах Informatio (lat.) – разъяснение, осведомление, изложение. Субъективный подход Сведения (знания) повышающие уровень осведомленности и уменьшающие неопределенность знаний об окружающей нас действительности Кибернетический подход Содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита
Информация По способу восприятия По форме представления По общественному значению Зрительная Слуховая Тактильная Обонятельная Вкусовая Текстовая Числовая Графическая Музыкальная Комбиниро- ванная Массовая (общ.-полит.) Специальная (научная, техническая) Личная (знания, умения, интуиция) Эстетическая Обыденная
Свойства информации Объективность Достоверность Полнота Актуальность Полезность Понятность информация объективна, если она не зависит от чьего – либо мнения, суждения информация достоверна, если она отражает истинное положение дел информация полна, если её достаточно для принятия решения и понимания информация актуальна, если она важна для настоящего времени полезность оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с её помощью информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя
Информатика – раздел науки, изучающий свойства информации, а также закономерности её поиска, хранения, передачи и обработки. Информатика – раздел науки, изучающий свойства информации, а также закономерности её поиска, хранения, передачи и обработки.
Информационные процессы Поиск информации Сбор информации Обработка информации Передача информации Хранение информации
Язык как способ представления информации Выход Русский язык Exit Английский язык Язык графических символов Язык – определенная знаковая система представления информации Языки Естественные Формальные Русский Английский Язык программирования Дорожные знаки Нотная грамота ABCDE FGHIJK LMNOP ABCDE FGHIJK LMNOP АБВГД ЕЖЗКЛ МНОПР АБВГД ЕЖЗКЛ МНОПР Алфавит языка – полный набор символов, используемых для кодирования информации Кодирование информации – процесс формирования представления информации с использованием одного из языков
Алфавитный подход Алфавитный подход к измерению информации Алфавитный подход позволяет определить количество информации, заключенной в тексте. А Б В Г Д М Н О П Р Т Мама мыла раму 2 i =N N – количество символов в алфавите (мощность алфавита) i – количество информации, содержащейся в одном символе алфавита Количество информации в тексте V=K i K – число символов в тексте V – объем информации
Единицы измерения объема информации
Перевести: байт ………… Кб 2.3 Гб …………… Мб 3.52 Кб ……………………. бит бит ………… Кбит
Системы исчисления Двоичная Восмеричная Шестнадцатиричная
Информационное общество. Информационная культура человека. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации I информационная революция - появление письменности II информационная революция – появление печатного станка III информационная революция – появление электрических средств передачи и хранения информации (телефон, радио, телеграф, телевизор) IV информационная революция – появление компьютерной техники Информационная культура человека – умение человека работать с информацией и грамотно использовать для ее получения, передачи и хранения компьютерных информационных технологий. Наличие навыков по использованию различных технических средств – от телефона до персональных компьютеров и компьютерных сетей. Способность использовать в своей работе компьютерную информационную технологию. Умение извлекать и работать с информацией из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций. Умение представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать. Умение работать с различными видами информации.
Компьютеры в быту Обеспечение нормальной жизнедеятельности жилища. Обеспечение информационных потребностей людей, находящихся в жилище Системы автоматизированного проектирования (САПР) Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) Базы знаний Экспертные системы Компьютеры в административном управлении Электронный офис; автоматизация документооборота – электронная почта; система контроля исполнения приказов и распоряжений; система телеконференций Компьютеры в обучении Автоматизированные обучающие системы (АОС); учебные базы данных (УБД) и учебные базы знаний (УБЗ); системы «Мультимедиа» и «Виртуальная реальность»; образовательные компьютерные телекоммуникационные сети – дистанционное обучение (ДО) Компьютеры в промышленности Гибкие автоматизированные производства (ГАП); контрольно- измерительные комплексы В медицине Компьютеры в торговле Штриховой код Компьютеризированная продажа товаров по заказам Электронные деньги