Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ Содействие успешной социализации детей с ограниченными возможностями, развитие их самостоятельности и независимости в повседневной жизни через освоение социально- бытовых и коммуникативных навыков, для комфортного вхождения их в общество и включение в образовательный процесс
Работа с детьми Создание условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ и его успешной социализации Осуществление индивидуального психолого- педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом структуры дефекта, его возможностей и способностей Формирование у детей самостоятельности и независимости через овладение навыками самообслуживания и правил поведения в быту Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности, готовности к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения, развитие и совершенствование эмоционально- волевой регуляции поведения Работа с родителями Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально- психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психо-коррекционный процесс Психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей), оказание им помощи в подборе адекватных средств общения с детьми и обучение их методам игрового взаимодействия ЗАДАЧИ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ «ЛЕКОТЕКА» Диагностическая работа Консультативная и коррекционно- развивающая работа Психолого- педагогическое сопровождение детей и родителей Профилактическая деятельность и психологическое просвещение Профессиональное совершенствование и организационно- методическая работа Социально- педагогическая помощь семье
ФОРМЫ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ Консультирование родителей Родительские встречи Групповые игровые сеансы с детьми и родителями Диагностические и гостевые визиты Индивидуальные игровые сеансы с детьми и родителями Дистантное консультирование Домашнее визитирование
МЕТОДЫ РАБОТЫ С детьми: метод модификации поведения; метод подражания поведению взрослого; использование элементов метода оздоровительной педагогики М. Монтессори С родителями: построение партнерских отношений между специалистами и родителями, с помощью формирования обоюдного доверия; обучение родителей необходимым навыкам игрового взаимодействия с ребенком; непосредственная и опосредованная рациональная психокоррекция глубинная психокоррекция
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА М.МОНТЕССОРИ
Комплексы упражнений в овладении социально- бытовыми навыками детьми с особыми образовательными потребностями Упражнения для координации движений Упражнения с водой
Упражнения, помогающие ребенку самостоятельно одеваться и раздеваться Упражнения, помогающие ребенку в обслуживании самого себя
Упражнения по приготовлению еды Упражнения по уходу за окружающей средой
Использовани е метода модификации поведения Определение цели Фиксация умений ребенка в данный момент Выбор системы наиболее привлека- тельных поощрений Определение промежу- точных ориентиров Точная фиксация каждого достижения
ИЗМЕНЕНИЕ ПОМОЩИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМ НАВЫКАМ Пассивное выполнение Пассивное выполнение Частичная помощь Частичная помощь Самостоятельное выполнение Самостоятельное выполнение
Эффективность формирования навыка Использует навык в искусственно созданной ситуации Использует навык в знакомых местах Использует навык в различных местах с разными людьми Пассивное выполнение Пассивное выполнение Частичная помощь Частичная помощь Самостоя- тельное выполнение
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
Непосредственная и опосредованная рациональная коррекция Учитель-дефектолог - трансляция автономного поведения -показ приемов обучения социально-бытовым навыкам - консультирование родителей Учитель-логопед - Трансляция автономного поведения - консультирование родителей Специалист (психолог) по работе с родителями - трансляция автономного поведения - беседы во время игровых сеансов Социальный педагог - трансляция автономного поведения - отслеживание формирования социально- бытовых навыков в домашних условиях Педагог-психолог - трансляция автономного поведения - информирование родителей об основных этапах сепарации - показ способов оптимального сочетания заботы и разумных границ поведения
Результативность работы Овладение навыками самообслуживания Способность выполнять простые инструкции Соблюдение простейшей последовательности в выполнении действий Проявление интереса к сверстникам, находящимся рядом Тенденция к снижению страха физического контакта с чужими людьми И как следствие обретение доступной самостоятельности и независимости И как следствие обретение доступной самостоятельности и независимости
Спасибо за внимание!