Самообразование педагога как условие его личностного и профессионального развития Рамазанова В.Н., методист кафедры педагогики, психологии и управления образованием, к.п.н., доцент
«В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться»
Содержание 1. Область применения. 2. Цель применения. 3. Термины и определения применительно к педагогу. 4. Содержание профессионального стандарта педагога Часть первая: обучение Часть вторая: воспитательная работа Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые учителю для осуществления развивающей деятельности) Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. 5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога. 6. Заключительные положения. Приложения: Приложение 1. Расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ- компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и достаточных условий. Приложение 2. Психолого-педагогические требования к квалификации учителя. Приложение 3. Часть А. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. Часть Б. Профессиональный стандарт учителя русского языка. Приложение 4. Рекомендации по внедрению профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт педагога (проект)
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 1.Профессиональное самосовершенствование 2.Методическое исследование 3.Описание и обобщение передового опыта 4.Создание методической продукции 5.Обучение педагогических кадров 6.Методическое руководство 7.Методическая помощь 8.Методическая коррекция
Профессиональное самосовершенствование специалистов – это сознательный, самостоятельный и целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними требованиями. Профессиональное самосовершенствование специалистов осуществляется в двух взаимосвязанных формах - самовоспитание и самообразование Самовоспитание -активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств личности. Основные направления для самообразования: психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества) методическое (педагог. технологии, формы, методы и приемы) правовое эстетическое (гуманитарное) информационно-компьютерные технологии охрана здоровья
Формы самообразования Индивидуальная читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Групповая Участие в работе ШМО, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации
Чтение конкретных педагогических периодических изданий Чтение методической, педагогической и предметной литературы Посещение семинаров, тренингов, конференций, мероприятий Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами Систематическое прохождение курсов повышения квалификации Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег Организация кружковой и внеклассной деятельности Изучение информационно-компьютерных технологий Источники знаний: телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), интернет, видео, аудио информация на различных носителях, курсы, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты и др. Виды деятельности
Темы для самообразования должны быть связаны с прогнозируемым результатом (в условиях ФГОС ОО это планируемые результаты), соответствовать инновационной, опытно-экспериментальной работе проводимых школой. В школе должно быть создано мотивационное условие для постепенного вхождения и приучения педагогов к постоянной работе в плане самообразования. Что хочет учитель?! Материальный достаток, Общественное признание, «Интерес к профессии» Самореализация. Специфика школы (организационная культура) может быть определяющей в мотивации учителя Как изменить мотивационную ситуацию? Подбор кадров (идеальный работник где-то есть!) Работа с кадрами (нужных работников надо воспитать!) Выбор тем для самообразования
Принципы системы стимулирования трудовой мотивации Ясность и понятность Открытость и гласность (привлечение к разработке) Формализованность (нормативность) Стабильность и последовательность применения Адекватность мотивации и целям организации
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга Гигиенические факторыМотивирующие факторы Политика фирмы и администрации Успех Условия работыПродвижение по службе ЗаработокПризнание и одобрение результата Межличностные отношенияВысокая степень ответственности Степень непосредственного контроля за работой Возможность творческого и делового роста
Компоненты готовности педагога к самообразованию Когнитивный Базовая культура личности, Профессиона льные знания и умения их применять Мотивационн ый Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования Нравственно- волевой Любознательн ость, критичность, трудоспособно сть Организацион ный Умение выбрать источники познания и формы самообразован ия
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов 1 этап – установочный. Формулирование цели работы, личной темы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной теме. 3 этап – практический. Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. 4 этап – теоретический. Осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. 5 этап – итогово – контрольный. Подведение итогов самостоятельной работы, обобщение, наблюдения, оформление результатов.
Результаты самообразования учителя разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей выработка методических рекомендаций по применению новой технологии разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
План самообразования педагогов Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы: Фамилия, имя, отчество Наименова ние учебного предмета Тема самообразования Форма и срок отчета
Личный план самообразования учителя. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.
Алгоритм работы над темой самообразования Подбор темы Определение целей и задач Дата начала работы над темой Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой Подбор источников самообразования Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, муниципальном, республиканском уровнях Формы представления результатов самообразования Доклад Защита исследовательской работы Показ обучающимися новых форм взаимодействия в процессе обучения Методические материалы, разработки, буклет, материалы на личном или школьном сайте и др. Открытое занятие, мастер-класс, проведение семинара, обучение коллег новым методикам, технологиям, практикум (тренинг), лекция