Формирование общепредметных компетенций на уроках образовательной области «Естествознание» Шахова Т.Н., учитель химии Шовкопляс И.В., учитель физики
Уровни образовательных компетенций: ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Общепредметные компетенции на уроках физики и химии предполагают умения: ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи, выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование;
Общепредметные компетенции на уроках физики и химии предполагают умения: владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статических методов познания; описывать результаты, формировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (тестовые и графические редакторы, презентации); иметь опыт восприятия научной картины мира.
Уроки-исследования Этапы урока- исследования Учебные приемы 1. Актуализация знаний1. Выделение основной проблемы в предложенной ситуации 2. Мотивация2. Формирование и отбор полезных гипотез 3. Создание проблемной ситуации 3. Планирование эксперимента для проверки гипотезы 4. Постановка проблемы исследования 4. Анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящих из них
Уроки-исследования Этапы урока- исследования Учебные приемы 5. Определение темы исследования 5. Планирование результатов 6. Формулировка цели исследования 6. Конструирование прибора для осуществления опыта. 7. Проверка гипотезы7. Проведение эксперимента 8. Интерпретация полученных данных 8. Составление таблиц, графиков для выявления закономерностей, систематизации полученных результатов
Уроки-исследования Этапы урока- исследования Учебные приемы 9. Вывод по результатам исследования 9. Формирование определений, выводов на основе теоретических и фактических исследований. 10. Применение новых знаний в учебной деятельности. 10. Решение задач в новой ситуации. 11. Подведение итогов урока-исследования 11. Написание творческого реферата, выполнение презентаций
Конструирование приборов Электрофильтр Прибор для изготовления наждачной бумаги
Конструирование приборов Установка для определения радиуса действия протектора Прибор для демонстрации преломления света линзой
Проектная деятельность учащихся во внеурочное время Изучение коррозии металлов Использование полимеразной цепной реакции для выявления генетически модифицированных продуктов
Проектная деятельность учащихся во внеурочное время Мыльные пленки и пузыри
Проектная деятельность учащихся во внеурочное время Капля жидкости на горячей поверхности
Проектная деятельность учащихся во внеурочное время Наблюдения над утренней чашкой кофе