Компетентностный подход в преподавании русского язык Соколова Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация компетентностного подхода в непрерывном образовании как база перехода к экономике, основанной на знаниях. Общеобразовательная школа должна формировать.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Компетентностный подход как основа реализации стандартов второго поколения.
Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука рассматривается как общечеловеческий.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Новые стандарты как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Применение орфографических и пунктуационных правил при создании учащимися собственных текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.
Дисциплины «Русский язык». Воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; Дальнейшее развитие.
Предмет «Русский язык» в свете Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Педагогический совет «Компетентностный подход – реальность современного образования»
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
МОУ Песчаноозёрная СОШ Учитель Фёдорова С.А. Системный подход к профильному обучению по русскому языку.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Транксрипт:

Компетентностный подход в преподавании русского язык Соколова Е.А.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентность – это готовность и умение решать не любые задачи, а практически значимые, актуальные в данный момент и оценивание результатов своей деятельности, рефлексирование своей ответственности, своей области компетентности. Компетентность – более широкое понятие, чем знания и умения.

Иерархия компетенций 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Что дает компетентностный подход Личностно развивает Обучает самостоятельности Обучает выбору Обучает ответственности за выбор Формирует личностную позицию Развивает готовность к деятельности Приучает исследовать, мыслить, творить Учить взаимодействовать в мире непохожих людей и идей Развивает предприимчивость и находчивость Учит не бояться неожиданностей, справляться с трудностями, неудачами Учить оценивать себя и свои возможности. Браться за дела по способностям

Основные отличительные признаки компетентностного обучения Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука основа содержания образования рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука основа содержания образования рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления Преподаватель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Преподаватель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе со студентами Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности

Компетенции предмета «русский язык» Лингвистическая компетенция: сведения о лингвистике как науке, о выдающихся ученых, сравнение системного устройства русского языка с другими языками Языковая компетенция: знание устройства языка, его единиц и их функционирования в устной и письменной речи, их роль в построении высказывания для разнообразных коммуникативных ситуаций Коммуникативная компетенция: овладение всеми видами речевой деятельности, учение осмыслить составляющие речевой ситуации, овладение особенностями стилей и типов речи, освоение принципов создания текстов различных жанров Культуроведческая компетенция: формирование представлений о языке как о культурно-национальном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, эстетической функции родной речи, познание языковой культуры через диалог культур

маслЯный маслЕный (из масла, на масле, для масла) (пропитанный, смазанный маслом) Пятно ? ? Лингвистическая задача

Формирование коммуникативной компетенции осуществляется путем систематической работы с тестами. Преподаватель сам должен владеть технологией тестирования. Тестовые формы работы требуют от учащихся следующих умений анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности ; оценивать языковые факты с точки зрения нормативности ; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления ; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач ; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка ; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами ; осуществлять речевой самоконтроль.

Типы и виды тестовых заданий ТипВид Закрытые Открытые С ограничением на дополнение Со свободно конструируемым ответом ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ На установление правильной последовательности С выбором ответа На установление соответствия

Технология коммуникативного обучения творческая устная или письменная работа ( сочинение лингвистического рассказа ); При оценке учитывается умение делать текст связным, тематически единым, композиционно оформленным. - изложение, рецензия, устный ответ. Оценивается логика, авторство, стиль, уместность ; - защита реферата, создание проектов, сочинение на литературную тему.

Творческие задания малых форм дается начало произведение К. Паустовского « Путь в лесах - это километры тишины, безветрия ». Закончить текст, написать свои впечатления, употребив односоставные предложения. при повторении темы « Назывные предложения » предлагается поэтическая зарисовка ( по выбору ): 1. « Идет волшебница - зима » 2. « В тот день осенняя погода стояла долго на дворе » 3. « День чудесный » Перед выполнением такого задания читается стихотворение А. Фета : « Шепот, робкое дыханье, трели соловья …»- и отзыв о нем Л. Толстого : « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина ».

Что же дает такая работа? 1. при выполнении творческих заданий качественно изменяется процесс формирования письменной речи ; 2. происходит перестройка уровня организации процессов вербального воспроизведения и запоминания ; 3. формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения ; происходит перестройка прежде всего отношений в звене преподаватель - студент, работа построена на доверии друг к другу ; 4. творческие задания раскрепощают фантазию студента, совершенствуют собственный стиль, снимают страх перед сочинением, изложением ; 5. творческие работы малых форм снимают напряжение после успешного усвоения очередной порции нового материал

Система руководств и памяток 1. Дотекстовые задания: ответы на вопросы, поставленные учителем, «концептуальная работа с текстом»; составление таблиц и схем; 2. Слушание текста, ответы на вопросы: В каком стиле написан текст О чем в нем говорится Какова его главная мысль Коммуникативная задача автора Средства, использованные автором для достижения коммуникативной цели Выделение частей текста

Система руководств и памяток 3.Слушание текста. Выполнение заданий Определение количества частей. Выяснение коммуникативной задачи автора в каждой из них Составление таблиц с использованием ключевых слов и словосочетаний, «работающих» на замысел автора Поиск основной мысли автора в каждой части текста Выделение основного и дополнительного типа речи в тексте Работа на переходами в тесте

Особенности работы над сжатым изложением Определите только главную информацию, важную для понимания содержания текста Определите главную информацию для каждой смысловой части Определите, какая информация является второстепенной Найдите в тексте «изюминку»(особенность),то, без чего он бы был лишен смысла Найдите ключевые слова, с помощью которых реализуется коммуникативный замысел автора

Технология проблемного обучения Целевыми ориентациями данной технологии являются : Приобретение ЗУН. Усвоение способов самостоятельной деятельноси. Развитие познавательных и творческих способностей. Информация, которую получают студенты на занятии, должна быть интересна, научна, доступна, поэтому от преподавателя требуется высокая профессиональная подготовка для активизации самостоятельной деятельности учащихся.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений ». Л.Н.Толстой