Компетентностный подход в преподавании русского язык Соколова Е.А.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетентность – это готовность и умение решать не любые задачи, а практически значимые, актуальные в данный момент и оценивание результатов своей деятельности, рефлексирование своей ответственности, своей области компетентности. Компетентность – более широкое понятие, чем знания и умения.
Иерархия компетенций 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Что дает компетентностный подход Личностно развивает Обучает самостоятельности Обучает выбору Обучает ответственности за выбор Формирует личностную позицию Развивает готовность к деятельности Приучает исследовать, мыслить, творить Учить взаимодействовать в мире непохожих людей и идей Развивает предприимчивость и находчивость Учит не бояться неожиданностей, справляться с трудностями, неудачами Учить оценивать себя и свои возможности. Браться за дела по способностям
Основные отличительные признаки компетентностного обучения Некомпетентностное обучениеКомпетентностное обучение Наука основа содержания образования рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий Наука основа содержания образования рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем Изучение «основ наук» является главной и самодостаточной целью учебного процесса Изучение «основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления Преподаватель ставит вопросы «Что?» и «Почему?» и отвечает на них вместе с учениками Преподаватель ставит вопросы «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе со студентами Методы и формы обучения подчинены учебному (предметному) содержанию Методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей. Например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями Применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к жизненным) ситуациях Основной результат обучения: знания, умения, навыки, ценности Основной результат обучения: осмысленный опыт деятельности
Компетенции предмета «русский язык» Лингвистическая компетенция: сведения о лингвистике как науке, о выдающихся ученых, сравнение системного устройства русского языка с другими языками Языковая компетенция: знание устройства языка, его единиц и их функционирования в устной и письменной речи, их роль в построении высказывания для разнообразных коммуникативных ситуаций Коммуникативная компетенция: овладение всеми видами речевой деятельности, учение осмыслить составляющие речевой ситуации, овладение особенностями стилей и типов речи, освоение принципов создания текстов различных жанров Культуроведческая компетенция: формирование представлений о языке как о культурно-национальном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, эстетической функции родной речи, познание языковой культуры через диалог культур
маслЯный маслЕный (из масла, на масле, для масла) (пропитанный, смазанный маслом) Пятно ? ? Лингвистическая задача
Формирование коммуникативной компетенции осуществляется путем систематической работы с тестами. Преподаватель сам должен владеть технологией тестирования. Тестовые формы работы требуют от учащихся следующих умений анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности ; оценивать языковые факты с точки зрения нормативности ; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления ; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности поставленных коммуникативных задач ; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка ; создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами ; осуществлять речевой самоконтроль.
Типы и виды тестовых заданий ТипВид Закрытые Открытые С ограничением на дополнение Со свободно конструируемым ответом ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ На установление правильной последовательности С выбором ответа На установление соответствия
Технология коммуникативного обучения творческая устная или письменная работа ( сочинение лингвистического рассказа ); При оценке учитывается умение делать текст связным, тематически единым, композиционно оформленным. - изложение, рецензия, устный ответ. Оценивается логика, авторство, стиль, уместность ; - защита реферата, создание проектов, сочинение на литературную тему.
Творческие задания малых форм дается начало произведение К. Паустовского « Путь в лесах - это километры тишины, безветрия ». Закончить текст, написать свои впечатления, употребив односоставные предложения. при повторении темы « Назывные предложения » предлагается поэтическая зарисовка ( по выбору ): 1. « Идет волшебница - зима » 2. « В тот день осенняя погода стояла долго на дворе » 3. « День чудесный » Перед выполнением такого задания читается стихотворение А. Фета : « Шепот, робкое дыханье, трели соловья …»- и отзыв о нем Л. Толстого : « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина ».
Что же дает такая работа? 1. при выполнении творческих заданий качественно изменяется процесс формирования письменной речи ; 2. происходит перестройка уровня организации процессов вербального воспроизведения и запоминания ; 3. формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения ; происходит перестройка прежде всего отношений в звене преподаватель - студент, работа построена на доверии друг к другу ; 4. творческие задания раскрепощают фантазию студента, совершенствуют собственный стиль, снимают страх перед сочинением, изложением ; 5. творческие работы малых форм снимают напряжение после успешного усвоения очередной порции нового материал
Система руководств и памяток 1. Дотекстовые задания: ответы на вопросы, поставленные учителем, «концептуальная работа с текстом»; составление таблиц и схем; 2. Слушание текста, ответы на вопросы: В каком стиле написан текст О чем в нем говорится Какова его главная мысль Коммуникативная задача автора Средства, использованные автором для достижения коммуникативной цели Выделение частей текста
Система руководств и памяток 3.Слушание текста. Выполнение заданий Определение количества частей. Выяснение коммуникативной задачи автора в каждой из них Составление таблиц с использованием ключевых слов и словосочетаний, «работающих» на замысел автора Поиск основной мысли автора в каждой части текста Выделение основного и дополнительного типа речи в тексте Работа на переходами в тесте
Особенности работы над сжатым изложением Определите только главную информацию, важную для понимания содержания текста Определите главную информацию для каждой смысловой части Определите, какая информация является второстепенной Найдите в тексте «изюминку»(особенность),то, без чего он бы был лишен смысла Найдите ключевые слова, с помощью которых реализуется коммуникативный замысел автора
Технология проблемного обучения Целевыми ориентациями данной технологии являются : Приобретение ЗУН. Усвоение способов самостоятельной деятельноси. Развитие познавательных и творческих способностей. Информация, которую получают студенты на занятии, должна быть интересна, научна, доступна, поэтому от преподавателя требуется высокая профессиональная подготовка для активизации самостоятельной деятельности учащихся.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений ». Л.Н.Толстой