Формирование познавательных универсальных учебных действий при освоении учебно-научного текста
В структуре универсальных учебных действий выделяются личностные УУД регулятивные УУД познавательные УУД коммуникативные УУД
Интеллектуально-речевые умения – это не зависящие от предметной области знаний, освоенные учеником способы познавательных действий с учебно-научным материалом В системе интеллектуально-речевых (познавательных) умений нами выделены аналитические реконструктивные продуктивные умения
Методы организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом лингвосмысловой анализ текста реконструкция текста конструирование текста
Метод лингвосмыслового анализа включает следующие приемы определение цели автора учебно-научного текста и школьника; анализ заголовка; определение того, какой теоретический материал необходимо повторить для адекватного восприятия новой учебно-научной информации; выдвижение гипотезы о содержании еще не прочитанного учебно-научного текста на основании осмысления заголовка. медленное чтение учебно-научного текста с пометами; выделение известных и новых понятий; анализ определения понятия; выделение в тексте теоретической и иллюстративной информации; анализ графического оформления текста; представление в слове схем, таблиц, графиков, условных обозначений; комментирование иллюстративного материала в тексте; приведение собственного примера, вскрывающего сущность явления; анализ композиции текста; выделение оснований для представления теоретической информации в форме схемы, таблицы, графика и др.
Учебно-научный текст Имена существительные в русском языке имеют такие способы образования, которые присущи только этой части речи. Так, многие сложные имена существительные образуются из сокращенных частей слов. Такие существительные называются сложносокращенными: спецмашина (специальная машина) спортгородок (спортивный городок), вещмешок (вещевой мешок), стройплощадка (строительная площадка), спецкор (специальный корреспондент), оргстекло (органическое стекло) и т.п. Некоторые сложносокращенные существительные образуются даже из начальных букв или звуков словосочетания: РФ (Российская Федерация), вуз (высшее учебное заведение), ТЮЗ (Театр юного зрителя), МГУ (Московский государственный университет), ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), РТР (Российская телерадиокомпания), ООН (Организация Объединенных Наций), НИИ (научно-исследовательский институт) и т.п.
Реконструкция текста как метод обучения состоит в поиске адекватной формы представления содержания знакомого учебно-научного текста с целью обеспечить его полное и точное понимание. Приемы реконструктивной деятельности: составление плана текста, составление инструкции применения правила, алгоритма, составления схемы правила, представления теоретической информации в разной форме
Сравните два плана План 1 1.Какие слова называются синонимами? Приведите пример. 2.Что такое синонимический ряд? Приведите пример. 3.Для чего синонимы служат в речи? Приведите примеры. План 2 1.Какие слова называются синонимами? 2. Различие синонимов оттенками значений. 3.Различие синонимов стилистической окраской. 4. Цели синонимов: разграничить оттенки смысла, избежать повтора слов, сделать речь выразительнее.
Метод конструирования текста включает ряд методических приемов: определение учеником цели своей продуктивной деятельности; использование речевой опоры высказывания; отбор, систематизация и коррекция содержания высказывания; составление и реконструкция плана; выбор языкового материала; подбор и комментирование иллюстративного материала; конструирование учебно-научного текста по нескольким источникам и др.
Виды обстоятельств ОбстоятельстваЧто обозначаютНа какие вопросы отвечают ВремениВремяКогда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Образа действияКачественную характеристику действия, способ его совершения Как? Каким образом?
Спасибо за внимание