Цели урока: 1. Обобщить и закрепить изученный материал о наречии. 2.Развитие навыков анализа текста.
Лингвистическая разминка. а) Выделить слова в сравнительной степени, определить их принадлежность к определённой части речи. Чем обычней простое растенье, Тем живее волнует меня Первых листьев его появленье На рассвете весеннего дня.
Лингвистическая разминка. б) Записать предложения, объяснить правописание наречий и их роль в предложении. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало… Даша никогда ещё не видела такого цветка – ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде.
- Что называется наречием? - Морфологические признаки наречия. - Группы наречий по значению. - Степени сравнения наречий. - Правописание наречий: не- с наречиями; -н- и –нн- в наречиях; -о и -а на конце наречий; дефис в наречиях; не- и ни- в наречиях; ь на конце наречий после шипящих. - Наречия и слова – омонимы других частей речи (отличие наречий от омонимичных частей речи). Проверка теоретических знаний (рассказать о наречии по плану):
Способы образования наречий. а ) Спят таинственно стройные чащи, Спят, одетые снегом глубоким, И поляны, и луг, и овраги, Где когда-то шумели протоки.
Способы образования наречий. б)Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля.
Правописание наречий. Иван (не) складно взмахнул руками и (не) ожиданно сорвался вниз. Когда чувство страха прошло, он понял, что упал на песок, (не) глубоко и (не) ушибся. Ему (не) больно, но досадно и (не) понятно, как отсюда выбраться…
Правописание наречий. Враги испуга(н, нн)о вздрогнули. Медведь упруго отск…чил (на)зад, а лось взмахнув в воздухе рогами сделал прыж…к (в) верх. Медведь (во) время ув…рнулся от сокрушительного удара и поспешно скрылся в чаще.
Правописание наречий. Лось (не)много постоял на полянке, нервно вздрагивая и озираясь. Вскоре шерсть на его загривке опустилась. Нервный под…ём, собравший остатки его сил, прош…л. Свинцовая усталость ск…вала тело. Он ни…ко опустил голову и т…жело п…брёл вглубь леса, пошатываясь и спотыкаясь. Ж…знь была отвоёва(н, нн)а.
Правописание наречий. В) Когда (то), в старину, Лев с Барсом вёл пр(е,и)долгую войну. Какой (то) домовой стерёг богатый клад, зарытый под землёй. Волга начинается еле (еле) заметным ручейком. С востока, откуда (то) (из) далека, из (за) моря, точно синий туман, надвигалась ночь. «Торгуй (по) моему, так будешь не в накладе», - так в лавке говорил племяннику Купец.
Словарная работа. Придумать и записать словосочетания со словами: Бок о бок, видимо-невидимо, вмиг, возражение, волей-неволей, давным-давно, комбинат, конверт, мало-помалу, до смерти, мельком, на лету, на скаку, точь – в – точь, с налёту, с разбегу, эпидемия, почтальон.
Творческая работа. Написать сочинение-миниатюру (5 – 6 предложений) на тему: «Школьная перемена».
Домашнее задание. Написать сочинение на лингвистическую тему: Роль наречий в нашей жизни. Путешествие в страну «Наречие». Можно ли обойтись без наречий Повторить §§.32 – 44, подготовиться к контрольному диктанту.