ГБОУ СПО РО «Вешенский педагогический колледж им М.А.Шолохова» Медиатека Вешенского педколледжа Составитель: Ефремова И.Н. Ст-ца Вешенская,2012
Имя существительное как часть речи, значение имени существительного. Его основные морфологические и синтаксические функции
Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучах пурпур розы, Отблеска янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Имя существительное - хлеб языка. Л. Успенский
Существенный. Составляющий сущность чего-нибудь, крайне важный, необходимый. С.И. Ожегов. Словарь русского языка
Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без нее невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует. А.М. Пешковский
определить перспективы изучения материала; составить план изучения темы «Имя существительное»; обозначить круг понятий, которые входят в тему «Имя существительное»; выявить уровень знаний, которыми располагают учащиеся по теме «Имя существительное».
План 1. Значение имени существительного как части речи. Понятие предметности. Основные морфологические и синтаксические функции. 2. Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). 3. Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных. 4. Имена существительные собственные и нарицательные. 5. Категория рода имен существительных. 6. Категория числа имен существительных. 7. Категория падежа имен существительных. 8. Склонение имен существительных. 9. Морфологический разбор имен существительных. 10. Способы образования имен существительных. 11. Правописание имен существительных.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Неодушевлен- ные Нарицательные Собственные Несклоняемы слова РодЧислоОдушевленные Формальные признаки Имя существительное и его значение Падеж ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Склонение Синтаксические функции I склонение Имя существительное как часть речи III склонение Особые случаи склонения Употребление падежных форм Значение падежей II склонение
Части речи СлужебныеСамостоятельные Междометие
Принципы выделения частей речи в русском языке: 1. Лексический. 2. Грамматический. 3. Синтаксический.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности/неодушевленно сти и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Предмет. Всякое материальное явление, вещь. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
1) «Имя есть часть речи, обозначающая тело или вещь (тело – например, камень; вещь – например, человек…)» Дионисий Фракийский Дионисий Фракийский 1) «Существительное имя есть название всякого предмета видимого или в уме представляемого». Востоков 2) «Название всякого предмета есть имя существительное». Поливанов 3) «Имя существительное есть часть речи, обозначающая предмет одушевленный или неодушевленный». Шапиро
«Предметность» в современном русском языке понимается широко: 1. Дом, ракета, платье, туфли, книга, парта, стул – названия предметов и вещей. 2. Гроза, ветер, наводнение, шторм, облачность – названия явлений природы. 3. Человек, старик, птица, олень, жук, юноша – названия людей и живых существ. 4. Студенчество, зверьё, листва, березняк, молодежь – названия совокупности живых существ и предметов. 5. Золото, масло, глина, песок, кислород, молоко, сахар – названия веществ. 6. Трава, сосна, ромашка, куст, береза – названия растений. 7. Нева, Москва, Енисей, Россия, Байкал, Альпы– географические названия. 8. Доброта, щедрость, ум, красота, хитрость – названия качеств. 9. Белизна, темнота, синева, красота – 10. Бег, чтение, взлёт, наблюдение, ходьба – названия признаков. названия действий.
Начальная форма имени существительного - это форма И.п., ед.ч., у существительных, не имеющих форм ед.ч., - форма И.п., мн.ч. Начальная форма имени существительного - это форма И.п., ед.ч., у существительных, не имеющих форм ед.ч., - форма И.п., мн.ч. книги – книга книги – книга о каникулах - каникулы о каникулах - каникулы в лесу – с книгами – о весне – сады – без сомнения – в ботинках – без ножниц – несколько суток – о каникулах - лес сад книга ножницы ботинок сомнение весна сутки каникулы
определить перспективы изучения материала; составить план изучения темы «Имя существительное»; обозначить круг понятий, которые входят в тему «Имя существительное»; выявить уровень знаний, которыми располагают учащиеся по теме «Имя существительное».
п/ п Задания Ответы Правиль- ность выполне- ния Знаю Сомне- ваюсь Не помню Не знаю 1. Выписать все существительные из предложения 1 2. Существительные из предложений 1,2 распределите по лексико- грамматическим разрядам 3. Определите род существительных из предложения Среди предложений 1-3 найдите существительные общего рода (если есть) 5. Распределите существительные из предложения 3 на три группы: – существительные ед. и мн.ч. – существительные ед.ч. – существительные мн.ч. ученых-языковедов, силой, наглядностью, любовь, предмету, изучения, к слову конкретные: ученый-языковед, предмет, слово, термин вещественные: – отвлеченные: сила, наглядность, любовь, изучение, «Филология» собирательные: - ученый-языковед – м.р.; сила – ж.р.; наглядность – ж.р.; любовь – ж.р.; предмет – м.р.; изучение – ср.р.; слово – ср.р. Существительное общего рода в данном тексте отсутствует сущ. ед. и мн.ч.: факт, словесник, принцип, предмет, обязательство, слово, язык, ткань, увлечение сущ. мн.ч.: – сущ. ед.ч.: любовь, познание
п/ п Задания Ответы Правиль- ность выпол- нения Знаю Сомне- ваюсь Не помню Не знаю 6. Из предложений 1-2 выпишите существительные 3 склонения. 7. Определите типы склонений выписанных существительных из предыдущего задания 8. Распределите существительные из предложения 1 на 2 группы: одушевленные и неодушевленные 9. В предложении 4 найдите имена существительные собственные Укажите (если есть) в тексте имя существительное, которое перешло из разряда собственных в разряд нарицательных 11. Укажите синтаксическую роль существительных из предложения 2 существительные 3 склонения: наглядность, любовь наглядность – мягкий тип склонения любовь – мягкий тип склонения одушевленные: ученый- языковед неодушевленные: сила, наглядность, любовь, предмет, изучение, слово собственные имена сущ.: Даль, Срезневский, Щерба, Виноградов, Пешковский, Винокур Отсутствует в данном тексте Разве не показательно, что сам термин «Филология» прямо заявляет об этой любви.
определить перспективы изучения материала; составить план изучения имени существительного как части речи; обозначить круг понятий, которые входят в тему «Имя существительное»; выявить уровень знаний, которыми располагают учащиеся по теме «Имя существительное».
План 1. Значение имени существительного как части речи. Понятие предметности. Основные морфологические и синтаксические функции. 2. Разряды существительных по значению (конкретные, вещественные, отвлеченные, собирательные). 3. Категория одушевленности-неодушевленности имен существительных. 4. Имена существительные собственные и нарицательные. 5. Категория рода имен существительных. 6. Категория числа имен существительных. 7. Категория падежа имен существительных. 8. Склонение имен существительных. 9. Морфологический разбор имен существительных. 10. Способы образования имен существительных. 11. Правописание имен существительных.
Неодушевлен- ные Нарицательные Собственные Несклоняемы слова РодЧислоОдушевленные Грамматические признаки Имя существительное и его значение Падеж ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Склонение Синтаксические функции I склонение Имя существительное как часть речи III склонение Особые случаи склонения Употребление падежных форм Значение падежей II склонение
Имя существительное – хлеб языка. Л. Успенский