Урок русского языка в 7 классе
Орфографический диктант -Выполните разборы: солнца¹ плещущееся² ; бескрайнее² покрытое³ - Разминка. Орфография, орфоэпия, Изв..нение,..р..матный, ску..ный,..(к,кк)уратно, стр..миться, в..л..колепный, бало..ать, скуч..ющий, нач..ть, зн..комясь.
самопроверка 1-2 ошибки- «4» 3 -4 ошибки – «3» Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь Определите, какой частью речи является каждое слово.
Эксперимент Андрей сидит и улыбается. Андрей сидит, улыбаясь. - Назовите основы предложений. - В каком предложении выделенные слова обозначают однородное действие, а в каком – неоднородное, добавочное? На какой вопрос отвечает слово, обозначающее добавочное действие? Андрей сидит, ( как? Что делая?) улыбаясь.
Деепричастие как часть речи. ЭПИГРАФ: Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. Маршак.
Составление кластера стр.74 учебника Деепричастие Глагол наречие
кластер Деепричастие Глагол наречие Совершенного не изменяется несовершенного вида обстоятельство зависимое слово ставится в том же падеже
Сравнительная характеристика причастия и деепричастия. вопросапричастиедеепричастие 1.От какой части речи образуются? 2. На какие вопросы отвечают? 3. Что обозначают? 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? 5. Как изменяются? 6. Какими членами предложения могут быть? 7. На какой вопрос отвечают как член предложения? 8. Какую часть речи распространяют в предложении?
Сравнительная характеристика причастия и деепричастия. вопросапричастиедеепричастие 1.От какой части речи образуются? от глагола 2. На какие вопросы отвечают? Какой? Каков? Что делая? Что сделав? 3. Что обозначают? Признак предмета по действию Добавочное действие 4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? Глагола прилагательного Глагола наречия 5. Как изменяются? По родам, числам, падежам Не изменяется 6. Какими членами предложения могут быть? Определение, сказуемоеобстоятельство 7. На какой вопрос отвечают как член предложения? Какой? Каков? Как? Когда? Почему? 8. Какую часть речи распространяют в предложении? Существительное, местоимение глагол
Найди пару: кто быстрее! …, по волосам не плачут…, потерявши, плачем. …, не умоешьсяне зная броду, … что имеем, не храним, … снявши голову, … …, не всегда брани дорогу не замочив рук, … …, не суйся в воду …, не евши, спать пирога ждать,…спотыкаясь,…
Найди пару: кто быстрее! Снявши голову, ……, по волосам не плачут Не замочив рук, ……, не умоешься Что имеем, не храним, потерявши, плачем. Спотыкаясь,……, не всегда брани дорогу Не зная броду, ……, не суйся в воду Пирога ждать,не евши, спать
Аукцион фразеологических оборотов Работать хорошо Работать плохо Бежать быстро, (мчаться) Уйти (остаться ) ни с чем, не добиться желаемого Без особого на то желания
Аукцион фразеологических оборотов Работать хорошоЗасучив рукава Работать плохоСпустя рукава Бежать быстро, (мчаться) Сломя голову Уйти (остаться ) ни с чем, не добиться желаемого Не солоно хлебавши Без особого на то желания Скрепя сердце.
А на город уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили, не переводя дух. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Выпишите из текста деепричастия. Спишите первое и третье предложения, подчеркните грамматическую основу.
Минутка для шутки: Верно ли? Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки. Сделав уроки, у меня заболели глаза. У калитки мы встретили Рыжика, который приветливо вилял хвостиком. Когда я сделала уроки, у меня заболели глаза.
Задание на дом. Стр , упр Выучить правила, повторить все правила