Проект по русскому языку и культуре речи Выполнила Хохоликова Анна Львовна Учитель: Тильман Ю.Д.
Целью данного проекта является рассмотрение основных принципов использования глаголов в повелительном наклонении в рекламных текстах, а также объяснение того, как эти принципы работают. Также в проекте приведены краткие теоретические сведения о глаголе, отдельно рассмотрены такие виды рекламы, как молодежная и социальная. Целью любой рекламы является привлечение внимания потенциальных потребителей. Таким образом, реклама - это обращение, в основе которого заложен призыв. Он может быть явным (в основном это использование глаголов в повелительном наклонении) и неявным (глаголов в повелительном наклонении нет, но призыв к какому-либо действию подразумевается). Очень важно, чтобы реклама была замечена потребителем и не вызвала раздражения. Для эффективной работы рекламы, то есть правильного восприятия ее потребителем, используются определенные приемы, которые будут рассмотрены далее.
Краткие теоретические сведения Основные приемы при использовании глаголов в повелительном наклонении в рекламе Основные приемы при использовании глаголов в повелительном наклонении в рекламе Молодежная реклама Социальная реклама Заключение
Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета как процесс и отвечающая на вопросы «Что делать?» «Что сделать?». Морфологические особенности глагола тесно связаны с его семантикой и выражаются в формах лица, наклонения, времени, вида и залога. Категория наклонения - это грамматическая категория в системе глагола, определяющая модальность действия, т. е. обозначающая отношение действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. Повелительное наклонение выражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией. Основное значение повелительного наклонения - побуждение к совершению действия - обычно относится к собеседнику, поэтому основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа. Кроме основной формы 2-го лица единственного и множественного числа, повелительное наклонение имеет формы, выражающие действие 3-го лица и 1-го лица множественного числа. Формы 3-го лица выражаются (аналитически) сочетанием частиц пусть, пускай, да с формой 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и будущего простого. 1-е лицо множественного числа повелительного наклонения выражается формой 1-го лица множественного числа настоящего времени или, чаще, будущего простого, произносимой с особой интонацией приглашения
Подобная формула используется очень часто, так как дает потребителям представление о том, что они получат, если выполнят определенные действия (купят рекламируемый товар или воспользуются услугами).
Особенно популярны такие конструкции во время проведения рекламных акций с призами. Интересно, что довольно часто после обращения к потребителю следует предложение с глаголом в форме 1-го лица множественного числа изъявительного наклонения – «мы». Это вызывает у читающего ощущение того, что он входит в группу потребителей данного продукта.
Очень часто акцент ставится на легкости получения желаемого – нужно просто сделать какое-то действие. При помощи этого приема создается ощущение доступности.
Условие помогает потребителям определить назначение рекламируемого продукта. Очень часто условие используется в рекламе лекарственных препаратов. «Если кашляешь, прими Бромгексин Берлин Хеми!» - рифма помогает запомнить сложное название лекарства, условие же сразу показывает, в каких ситуациях следует принимать этот препарат. «Любишь себя – выбирай Петелинку!» - такой слоган формирует у потребителей ощущение того, что продукты Петелинки предназначены для группы людей, уделяющих большое внимание себе и своему здоровью, как следствие, на подсознательном уровне формируется желание купить продукт, чтобы доказать себе свою принадлежность к этой группе.
Многие рекламные тексты начинаются с обращения к потребителям, которое помогает установить контакт и привлечь внимание. Обычно это вопросительное предложение, при чтении которого потребители определяют, входят ли они в группу тех, на кого обращена реклама. Поэтому чаще всего вопросы ставятся наиболее общие, чтобы привлечь большее количество читающих.
Нестандартные рекламы всегда привлекают внимание. Это могут быть нелогичные (или неочевидные) выводы, оригинальные сравнения, нестандартные призывы и другие способы заставить потребителей задуматься, так как обычно при первом просмотре такие рекламы вызывают чувство недоумения. Например, броский лозунг компании Bonanza: «Съешь банан – спаси мир!» удивил многих, зато тем самым обратил на себя внимание.
В рекламе таких товаров, как газированные напитки, снэки, шоколадки, а также других продуктов питания, основным потребителем которых является молодежь, используются яркие и нестандартные, а поэтому хорошо запоминающиеся слоганы. Обычно это призывы к активным действиям, предлагающие потребителям вступить в компанию и «окунуться в волну удовольствий». Таким образом реклама формирует у потребителей ощущение того, что данный товар поможет им найти взаимопонимание со сверстниками, станет своеобразным проводником, который принесет хорошее настроение и поможет поддержать беседу.
Очень часто в рекламах этих товаров используется понятия силы, ярких впечатлений, буйства энергии, активной спортивной деятельности, движения, жизни, потому что именно их связывают с молодежью.
Обычно в молодежной рекламе используется глагол в повелительном наклонении в форме второго рода единственного числа, очень хорошо запоминающейся, тем более что обычно для слоганов выбирают глаголы, состоящие из небольшого количества букв и довольно резко звучащие. Примером может служить слоган газированной воды Спрайт: «Sprite - не дай себе засохнуть!» Нередко в таких рекламах используются неологизмы или жаргонные слова. Оригинальное звучание таких рекламных текстов и их новизна вызывают наибольший интерес у молодежи и чаще всего цитируются во время разговора. «Не тормози, сникерсни!» - слоган был придуман несколько лет назад, но до сих пор используется в рекламах этого шоколадного батончика. Успех можно объяснить удачной рифмовкой и интересной находкой – это обращающий на себя внимание потребителей неологизм «сникерснуть», что означает «перекусить». Здесь также употребляется молодежное выражение «не тормозить», то есть действовать активно и с умом. В коротком предложении удалось указать один из основных принципов молодежи, пользующийся большой популярностью, - не стоять на месте.
Социальная реклама направлена не на продвижение какого-то конкретного товара, а на поддержание общественного порядка и развитие чувства ответственности членов общества. Характерной особенностью социальной рекламы является то, что она может быть не призывом к действию, а наоборот, являться протестом против него. В таких рекламах обычно используются жесткие формулировки требований: «Прекрати!», «Стой!», «Не делай!» и др. Также в социальных рекламах часто используется негативный визуальный ряд, вызывающий неприятные эмоции, даже если при этом призыв положительный.
В проекте были рассмотрены основные принципы использования и функционирования глаголов в повелительном наклонении в рекламных текстах, целью которых является привлечение внимания потребителей, создание ощущения легкости и доступности получения желаемых благ, формирование у потребителя стремления выполнить указанные действия и купить товар.