формирование умений: 1) распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); 2) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; формировать навыки самостоятельной работы; контроля и самоконтроля. карточки, иллюстрации, мультимедийная установка, интерактивная доска.
Распол…житься неподалеку на скоше…ой траве; тут же увид…шь удивительную ко(л, лл) екцию бабочек; откуда (то) слева раздастся сигнал; отдохнуть здесь (в) течени… недели; увид…шь издали блестящую гладь озера; позади те(р, рр)асы; пропадающие (в)дали голоса; р…стущая (на)верху рощица; проб…раешься налево сквозь зар…сли.
РасполОжиться неподалеку на скошЕННой траве; тут же увидИшь удивительную коЛЛекцию бабочек; откуда -ТО слева раздастся сигнал; отдохнуть здесь в течениЕ недели; увидИшь издали блестящую гладь озера; позади теРРасы; пропадающие Вдали голоса; рАстущая НАверху рощица; пробИраешься налево сквозь зарОсли.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, союзы, союзные слова. Определите вид придаточных. Расставьте знаки препинания. 1) Когда я прох…дил мимо него он отв…рнулся и стал см…треть на стекл…(ян, янн)ую дверь на улицу. 2) Когда этот человек улыбался он ст…новился пр…вл…кательным. 3) Ст…яли они (не)д…леко от скверика где были ск…мейки. 4) Порой часы обманывают нас чтоб ж…лось на св..те бе(з,с)мятежней.
1)Когда я прохОдил мимо него, он отвЕрнулся и стал смОтреть на стеклЯННую дверь на улицу. 2) Когда этот человек улыбался, он стАновился прИвлЕкательным. 3) СтОяли они НЕдАлеко от скверика, где были скАмейки. 4) Порой часы обманывают нас, чтоб жИлось на свЕте беЗмятежней.
Составьте схемы предложений, определите вид придаточных. 1)Тогда наступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. 2) Я воспользовался случаем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошел поближе. 3)Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. 4) Они не стали разводить костра, так как надеялись поохотиться и не хотели пугать дичь запахом дыма.
1)Тогда наступает то таинственное время,(какое?) когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. [ … сущ.], (союзное слово когда… ). 2)Я воспользовался случаем, (каким?)чтобы получше рассмотреть портрет, и подошел поближе. [ … сущ.], (союз чтобы… ). 3) Получилось так, (как?) что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. [ … глагол + так], (союз что… ). 4) Они не стали разводить костра, (почему?) так как надеялись поохотиться и не хотели пугать дичь запахом дыма. [ … глагол …], (союз так как… ).
Определите вид придаточного предложения, предварительно расставив знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1)Он оглянулся на Кутузова и его свиту чтобы сверить свое впечатление с другими. 2)В их лицах была сосредоточенность которую Петя принял за настороженность. 3) Деревья стояли настолько плотно что лунный свет сквозь них почти не проходил. 4) Чтобы пленяла красота нужны ей ум и доброта.
1) Он оглянулся на Кутузова и его свиту, (зачем?) чтобы сверить свое впечатление с другими. [ … глагол…], (союз чтобы… ). 2) В их лицах была сосредоточенность, (какая?)которую Петя принял за настороженность. [ … сущ.], (союзное слово которую… ). 3) Деревья стояли настолько плотно, (насколько?) что лунный свет сквозь них почти не проходил. [ … глагол + настолько…], (союз что… ). 4) (Зачем?)Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (Союз чтобы… ), [глагол …].
1) Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное приходит. (союзное слово откуда…), [оттуда…]. 2) Где правда, там и победа. (союзное слово где...), [там…]. 3) Куда иголка, туда и нитка. (союзное слово куда…), [туда…].
1)В этой части заповедника (какой?), где иссякали от жары водоемы, увядали и диковинные растения. [указ. сл. + сущ.], (союзное слово где…). 2) Мы не знали (чего?), где остановимся на ночлег. […глагол], (союзное слово где…). 3) Мне хотелось уйти туда (куда?), где можно спокойно предаться своим мыслям. [… туда], (союзное слово где…).
1)(Где большинство) (,) там и сила. 2) (Где песня льется) (,) там легче живется. 3) Смелый там найдет (,) (где робкий потеряет). 4) (Где нет знаний) (,) там нет и смелости.