Учебные материалы к уроку русского языка в 5 классе «Повторение изученного по теме «Глагол» Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого
Повторение изученного по теме «Глагол» Словарный диктант. Пробирается сквозь заросли; хороший урожай, не оборвись; похож на отца; кофе горяч; по скрипучей лестнице; на могучем утёсе; доклад о научном открытии; между гаражом и кузницей; старинный фарфор; молодой щавель; жонглёр – цирковой артист; приложить усилия; птичий базар.
Синтаксические минутки Выделите грамматические основы. Дайте характеристики предложениям.Выделите грамматические основы. Дайте характеристики предложениям. Жить – Родине служить. Земля – планета Солнечной системы. Утром на поле мы увидели голубые колокольчики, на одном из них сидел мохнатый шмель.
Диктант «Проверь себя» Утром Утро только наступает. Лёгкий туман стелется по низине. Тонкие желтоголовые берёзки колышутся в его прозрачных струях. Набежал ветерок, и полетели желтые листья. Они кружатся, трепещут и тихо ложатся на влажную землю.
Карточка 1 Вставьте пропущенные буквы. Вставьте пропущенные буквы. Кол…т орехи, увид…л брата, стро…т дом, се..т рож.., слыш..л звук, дремл…т на солнышке, обезум..л от счастья. Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида. Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.
Карточка 2 Вставьте пропущенные буквы. Печ… калач.., улыбнёш..ся весело, стрич… волосы,(не) видели туч.., молодец могуч…, тёмная ноч... Объясните правописание Ь после шипящих в словах. Подчеркните глагол I спр., буд. вр., 2 л., ед.ч.
Карточка 3 Вставьте попущенные буквы, графически выделите орфограммы. 1.По труду и честь воздаёт..ся.2. С песней и труд спорит…ся. 3.Кто труда не боит…ся, того и лень сторонит..ся. Какой темой объединены пословицы? На какую орфограмму пропущены буквы?
Какого спряжения глаголы? Как вы это определили? Стоит на страже, ярко горит, весело поёшь, говорят о политике, молчишь о главном, ждут лета, пьёшь кофе, глядит строго, бредёшь наугад, пойдёт за нами, поблагодаришь за помощь, сочинит сказку.
Поставьте глаголы в неопределённую форму и образуйте 3 –е лицо единств. и множ. числа. Болею, брожу, репетирую, владею, соревнуюсь, строю, взвешу, жарю, солю, фотографирую, сею, свечу, смотрю, заворачиваю.
Е или И ? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Над глаголами надпишите спряжение. Обозначьте окончания. 1.Палый лист сохн..т на солнце. 2.По утрам зайцы выход..т из сырых зар..слей на сухие тр…пинки. 3.Тем хорош лес, что сколько в него ни ходи, сколько ни смотри и ни слушай, а всё увид…шь невиданное и услыш..шь неслыханное. 4.Сыпл..т белый снег на ч..рную землю. 5.Позёмка теч..т по сугробам, замета..т сл..ды. 6.По н..чам поскрипыва..т моро...7.Месяц из года (не) выкин..шь.