Занимательная лингвистика для уроков русского языка в 8 классе Токмакова Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Танзыбейская СОШ»
Фонетика 1. Какими звуками отличаются слова кот и код ? Никакими, это омофоны – одинаково звучащие слова 2. Какие слова получатся, если прочитать наоборот: ель, ноль, лов, код, краб ? Лей, лен, фол, ток, парк
Лексика и фразеология 1. Приведите примеры фразеологизмов 2. Продолжи ряд слов, заимствованных * из греческого языка: парус, фонарь, монах, анализ… *из латинского языка: форум, корпус, диктор, оратор… *из немецкого языка: штаб, штурм, школа, фронт… *из французского языка: атака, десант, пейзаж, тире…
1. Определите слова по их лексическому значению. А) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление» Б) « Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе». В) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада». 2) Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, равнодушный»? Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.
Правильны ли с точки зрения русского языка словосочетания: 1. Коллега по работе; 2. Реальная действительность; 3. Памятный сувенир; 4. Прейскурант цен; 5. Сниться во сне ?
Вспомните перифразы (окольные обороты, замены слов описательными оборотами) к следующим словам: 1) Петербург, 2) Киев, 3) юность, 4) старость, 5) заснуть, 6) умереть, 7) родиться, 8) хлопок 9) женьшень, 10) нефть, 11) лев, 12) японцы, 13) мужчина,14) женщина, 15) человек. На каком языковом явлении основана шутка «То потухнет, то погаснет»; поговорка «Переливать из пустого в порожнее»?
Вспомните фразеологизмы, пословицы, поговорки, загадки, где фигурируют разные значения существительного «язык». Раскройте эти значения. Как превратить надоедливую мошкару в полевой цветок? Когда прозвучал приказ «По машинам!», я вспомнил о чем просили меня родители, нашел их в толпе провожающих и сделал это. Что именно?
Аукцион фильмов Вспомнить фильмы, в название которых входят имена числительные. Вспомнить фильмы, в название которых входят глаголы (задание – дать характеристику глаголам: определить их вид, спряжение, форму и другие грамматические характеристики). Вспомнить фильмы, название которых представляют собой оксюмороны (сочетание противоположностей)