Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Ребята! На уроке мы повторим с вами основные лексические понятия, будем давать лексическое значение слову, подбирать синонимы и антонимы, видеть и понимать метафору в художественном тексте, пользоваться словарями.
Словарная работа В школьном толковом словаре найдите слова сверстник и ровесник, зачитайте лексическое значение этих слов. Дайте фонетико – орфографическую характеристику обоих слов, составьте с ними словосочетания, предложения.
Проверка домашнего задания 1)Используя составленную дома таблицу, расскажите об употреблении ь после шипящих. 2) Какова роль букв я, ю в словах Юра, ряд, яд.
1 группа Вставьте пропущенные буквы. Данные слова запишите в два столбика. По какому фонетическому признаку вы распределили слова? Каким орфографичес- ким правилом пользовались? Сделайте фонетический разбор выделенного слова. (Слова даны на карточке 1) 2 группа 1)Какую службу выполняет ь? Какой общей мыслью связаны следующие пословицы? Две руки сильней одной. Друзьям не поможешь – сам пропадёшь. 2)Подберите глаголы, в состав которых входят буквенные сочетания: -нь, -жься, -ешь, -чься. Назовите грамматическую форму таких глаголов. 3 группа 1)Разделите слова на две колонки: есть ь, нет ь. В каких формах слов пишется ь. (Слова даны на карточке 2) 2)Приведите примеры оглушения согласного звука в конце и середине слова.
Словарный диктант с обоснованием. Запишите слова с безударными гласными в корне, обосновывая написание буквы по образцу: долина (дол),загорелся (-гор- _ - гар-); профессия (непров.),фонарь (непров.).
Повторение основных лексических понятий, связанных со значением слов: многозначность, синонимы, антонимы, омонимы. 1.Прочитайте1.Прочитайте текст выразительно, запишите его. Хлеб Каравай земли и неба На твоём столе. Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке- Хлебные поля. А на хлебном колосочке Держится земля. (В.Орлов)
В каких значениях употреблены многозначные слова земля, сильнее? (см. школьный толковый словарь или словарь С.И.Ожегова.) По алфавитному указателю школьного словаря антонимов найдите слово маленький. Около слова указаны страницы, на которых можно отыскать антонимы к этому слову. Какой из этих антонимов подходит к данному значению слова маленький?Какой В словаре С.И.Ожегова прочитайте словарную статью о слове каравай.
Шутке – минутка. Объясните лексическое значение слов с корнем кос-.кос- Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речною косой Травы косит косой.
Как живёт слово в языке. 1. Подтвердите мысль академика В.Виноградова о том, что «словарный состав является наиболее изменчивым в языке» (см. упр. 26). Почему одни слова уходят из языка, другие появляются, с чем это связано? Как называются эти группы слов?Почему 2. Задание мальчикам: назовите несколько слов, возникших в связи с развитием техники, космоса. Задание девочкам: назовите новые слова, возникшие в связи с появлением новых бытовых товаров, тканей, модной одежды.
Повторение фразеологии 1.Работа с упражнением 32. Найдите предложения с фразеологическими оборотами. Сделайте синтаксический разбор одного предложения. Запомните, что фразеологический оборот разбирается как один член предложения. 2.Выборочная работа по упражнению 33. Объясните значение фразеологизмов работать в поте лица,... спустя рукава
Домашнее задание §4, упражнение 34. Орфограммы выделите графически. Приведите примеры устаревших слов из «Капитанской дочки» (по главе I). Индивидуальное задание: выберите фразеологизм и раскройте его значение по школьному фразеологическому словарю.
Подведение итогов урока. Беседа по вопросам 1.Какие лексические понятия повторили на уроке? 2.Над какими орфограммами вы работали?