Научно – исследовательская работа
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.» И.С. Тургенев
Актуальность темы: обеспокоенность засоренностью современного русского разговорного языка. Цель работы: проанализировать речь современных школьников с точки зрения как количественного, так и качественного использования ими жаргонизмов.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; изучение понятия «жаргон», его функции; проведение анкетирования; обработка результатов анкетирования; подведение итогов исследовательской работы; подготовка презентации.
Дает возможность обмениваться знаниями, информацией Основное средство общения Помогает людям сообща трудиться
Процессы, угрожающие целостности русского литературного языка, расшатывающие нормы, разрушающие культурные традиции Выделяют ДВА основных процесса: Усиление процесса заимствования иностранных слов Жаргонизация литературного словаря Проблемы современного русского языка
Жаргон (франц. Jargon) – специализированная разновидность языка, используемая отдельной, относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (программистов), положения в обществе (русского дворянства в XIX веке), интересов (филателистов) или возраста (молодежный). Основная функция жаргона – выражение принадлежности к относительно автономной социальной группе посредством употребления специфических слов, форм и оборотов. Жаргон – социальная разновидность речи
Молодёжный сленг социолект людей в возрасте лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной системе. Бытует в среде городской учащейся молодёжи и отдельных замкнутых группах.
Отмечают 4 бурные волны развития молодежного сленга 20-е годы 50-е годы е годы 90-е годы
Школьный жаргон включает в себя: наименования учебных предметов (матика - математика, физра – физкультура…), школьных оценок (параша - оценка ''2'', трояк - оценка ''3'' …), некоторых школьных помещений (столовка - столовая, тубзик - туалет и пр.), отдельных работников школы (училка – учительница…), видов учебной деятельности (домашка - домашняя работа, контроша - контрольная работа…) Жаргон школьников как компонент молодежного жаргона
Употребляют жаргонные слова – 99% школьников, причем из них часто употребляют – 81%, нечасто - 18%; не употребляют - 1%; Из числа опрошенных 45%– девушки, все они, кроме одной, употребляют жаргонные и даже нецензурные слова. Исследование речи учащихся
Употребляют жаргон в разной обстановке, ситуации: а) в быту - 28%; б) в общении со сверстниками на улице, в школе – 83%;
Слышат жаргон в речи взрослых, в том числе и учителей, – 93%, нет - 7%.
На вопрос «Поправляют ли учителя Вашу речь?» утвердительно ответили 28% опрошенных, не постоянно, но все же делают замечания - 42%, а 30% респондентов отмечают, что учителя не обращают внимания на речь школьников.
«Чья речь является для вас образцом ?». Речь друзей – 20%, речь родителей – 61%, речь учителей – 35%, то, как говорят на телевидении и радио – 30%. Кроме этого были ответы «речь людей, чего-то достигших в этой жизни» - 1чел., ничья - 2 чел.
Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, базар, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, халява, крышка. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, фиолетово. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах. Самые употребляемые жаргонизмы
«… Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов» А.П. Чехов «Надо воспитывать в себе Вкус к хорошему языку» А.П. Чехов