Композиция романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин »
Цель Введение понятия « реализм » Знакомство с особенностями композиции Знакомство с ролью композиционных частей романа для раскрытия основного замысла писателя
Жанр произведения Жанр – роман в стихах, т. е. лиро - эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. ВЫВОД : жанр свободного романа во многом определил композицию « Евгения Онегина ».
Сюжетные линии романа 1 сюжетная линия Онегин – Татьяна : Знакомство – вечер у Лариных ( Пора пришла – она влюбилась ) Разговор с няней – письмо Онегину Через два дня объяснение в саду Сон Татьяны. Именины Татьяна приходит в дом Онегина Отъезд в Москву Вечер у Татьяны ( Сомненья нет увы ! Евгений в Татьяну как дитя влюблен …) Письмо к Татьяне. Объяснение 2 сюжетная линия Онегин – Ленский : Знакомство в деревне Разговор после вечера у Лариных ( Неужто ты влюблен в меньшую ? А что ? Я выбрал бы другую, Когда б я был как ты поэт ) Именины Татьяны Дуэль
Композиция Глава 1 – развернутая экспозиция Глава 2 – завязка II сюжетной линии ( знакомство Онегина с Ленским ) Глава 3 – завязка I сюжетной линии ( знакомство Онегина с Татьяной ) Глава 6 – дуэль ( кульминация и развязка II сюжетной линии ) Глава 8 – развязка I сюжетной линии
Открытость романа – важная композиционная особенность Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского : Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел Развязка I линии : И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда.
Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах : встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным : в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным. Принцип организации романа
1. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина Онегин - Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство! Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я… Татьяна Я вас люблю (к чему лукавить?)… Параллелизм романа
2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3. Петербург играет обрамляющую роль ( появляется в 1 и 8 главах ) 4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава )
Антитеза частей романа Глава 1 - Петербург – жизнь Онегина Глава 2 - Деревня – жизнь Татьяны
Основная композиционная единица романа - глава Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.
Композиционная роль лирических отступлений 1. Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам : Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума… 2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки (« Как Дельвиг пьяный на пиру ») до нескольких строф ( глава 1, LVII – LX).
3. Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы : В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец 1 главы : Иди же к невским берегам Новорожденное творенье. И заслужи мне славы дань: Кривые толки шум и брань. 4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…
5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия. Перед объяснением с Онегиным ; Перед сном Татьяны ; Перед дуэлью. 6. Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать лирическое и эпическое : Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я.
Композиционная роль пейзажа 1. Показывает ход времени в романе. 2. Характеризует духовный мир героев. 3. Часто сопутствует образу Татьяны.
Роль вставных элементов 1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. 2. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком - то смысле является выражением авторской позиции. 3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе : - песня девушек – перед объяснением с Онегиным ; - сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.
Композиционная роль внутреннего времени романа Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи ( например, смена времен года ) обозначают и реальное время в « Евгении Онегине ». В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы : поскачет, помчался, полетел ; стремглав … поскакал ; стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте : между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.
Композиционная роль предметно - бытовой детали Новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа
Авторское отношение к композиции Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу (« Путешествие Онегина »), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение « свободного » романа.