Урок русского языка в 5 «А» классе. Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Кировская СОШ 2» Бочкова Татьяна Анатольевна
2 -РАСТ-РАЩ-РОС-, -КАС-КОС-, -ЛАГ-ЛОЖ- прикоснуться- прикасаться вырасти – подросший положение – располагать выращенный – срослись растирать - растереть касаться – коснуться предположение – излагать ростовщик (искл.) - отрасль (искл.) предполагать – слагаемое Найдите «лишние» слова:
3 Цифровой диктант о – 1 а - 2 Ответ: нет ошибок – 3 б. 1 ошибка – 2 б ошибки – 1 б. > 3 ошибок – 0 б. Заносим результаты в оценочный лист
4 Прочитайте записанные слова ? – Слова какой части речи здесь записаны? Растирать - Разбираю - Отпирать - Задираю - Замирать - Расстилать - Выжигал - Подберите видовую пару к каждому глаголу. растереть разберу отпереть задеру замереть расстелить выжег
5 Тема урока: Правописание корней с чередованием е//и познакомиться с условиями выбора данных букв отработать алгоритм действий. Цель:
6 Постарайтесь найти закономерность в написании букв е – и в корнях. Растирать - Разбираю - Отпирать - Задираю - Замирать - Расстилать - Выжигал - растереть разберу отпереть задеру замереть расстелить выжег
7 А как же будем поступать со словами других частей речи? Выжигание – имя сущ. Блестяще – нареч. Измерение – имя сущ. Блистательный – имя прилаг.
8 Условия выбора букв в корнях с чередованием е//и – БИР – – ДИР – – МИР – – ПИР – – СТИЛ – – ЖИГ – – БЛИСТ – – ТИР – а -БЕР – -ДЕР – - МЕР – - ПЕР – - СТЕЛ – - ЖЕГ – -БЛЕСТ – - ТЕР - нет а Надо выучить эти корни, чтобы«узнавать» их!
9 Алгоритм действий Выделить в слове корень, поставить ударение, найти безударную гласную в корне Вспомнить корни с чередованием е//и Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня Пишется и, е сли з а к орнем с уффикс – а - вытирать – в ытер
10 I вариант Собираешь – соберёшь Продираешься – продерёшься Выжигал – выжег Расстилать – расстелить II вариант Замирает – замер Запирает – запер Протирал – протереть Блистать – блестеть
11 Заносим результаты в оценочный лист нет ошибок – 3 б. 1 ошибка – 2 б ошибки – 1 б. > 3 ошибок – 0 б.
12 Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает. Заносим результаты в оценочный лист нет ошибок – 3 б. 1-2 ошибки – 2 б. 3-5 ошибок – 1 б. > 5 ошибок – 0 б.
13
14 Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием? Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся Например: дОмовитый-дом Например: сИреневый Например: выбИрает Какие безударные гласные могут нам встретиться в корнях?
15 Заносим результаты в оценочный лист нет ошибок – 3 б. 1 ошибка – 2 б ошибки – 1 б. > 3 ошибок – 0 б.
16 Творческое задание Памятка «Как вести себя за столом» 1)Используйте короткие простые предложения; 2)Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу. Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
17 Заносим результаты в оценочный лист 5-6 предложений – 3 б. 3-4 предложения – 2 б. 1-2 предложения – 1 б. нет предложений – 0 б.
18 Подведём итоги От 13 до 15 баллов – От 10 до 12 баллов – От 7 до 9 баллов – Меньше 7 баллов – НЕПЛОХО! Успех совсем рядом! НЕ ОТЧАИВАЙСЯ! Мы ещё будем тренироваться! НЕ ОТЧАИВАЙСЯ! Мы ещё будем тренироваться! 3 4 ПРЕВОСХОДНО ! УМНИЦА! ЗДОРОВО! Так держать! 2 5
19 Домашнее задание. 1)Обязательное для всех – повторить правило (стр. 130 в учебнике) 2)На выбор: а) упр. 694 б)упр. 695 (зад.2) в) составьте тест из 10 заданий на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» г) напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении слова с чередующимися гласными А//О, Е//И в корне: переложить, разбирать, вытирать, расстилать. застелить и т.д. (не менее 10 слов). Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.
20 Синквейн на тему «Урок». 1-я строка – одно существительное 2-я строка – два прилагательных 3-я строка – три глагола 4-я строка – фраза 5-я строка – синоним к существительному первой строки
21
22
23 Исключения: отрасль росток, Ростов, Ростислав, ростовщик росток, Ростов, Ростислав, ростовщик
24
25