Цели урока :
1.Этап индукции П.И.Чайковский «Времена года».«Апрель. Подснежник». Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. А.С.Пушкин
КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ, СОСТОЯНИЕ ДУШИ ВЫЗВАЛА МУЗЫКА ЧАЙКОВСКОГО И ЭТИ СТРОКИ? ПОЧЕМУ ИМЕННО ВЕСНА ВЫЗЫВАЕТ ЧУВСТВО РАДОСТИ, БОДРОСТИ? КТО МОЖЕТ ПОДТВЕРДИТЬ ЭТО СТИХАМИ РУССКИХ ПОЭТОВ? Вот уж снег последний в поле тает, Уж верба вся пушистая Теплый пар восходит от земли, Раскинулась кругом; И кувшинчик синий расцветает, Опять весна душистая И зовут друг друга журавли. Повеяла крылом. Юный лес, в зеленый дым одетый, Теплых гроз нетерпеливо ждет; А.А. Фет Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт. Голубенький, чистый Подснежник-цветок! Подснежник-цветок! А.К.Толстой А подле сквозистый, Последний снежок… Последние слёзы о горе былом И первые грёзы о счастье ином… Аполлон Майков Последний снежок… Последние слёзы о горе былом И первые грёзы о счастье ином… Аполлон Майков
Какова главная мысль этих поэтических произведений? Каким настроением они проникнуты? Почему? Какие краски используют поэты? Соответствует ли они состоянию природы? А человека? За что весна нравится людям?
Творческое решение. 1. Обведите ладошку, впишите слова, связанные с темой весны, на ладошку, пальцы. 2.Подчеркните слово или словосочетание, которое вам больше нравится. 3.Запишите с этим словом ваши ассоциации (можно по смыслу, звуку, цвету, запаху, вкусу). 4.Обменяйтесь листочками с соседом и допишите к подчеркнутому слову товарища свои ассоциации. 5.Озвучьте свои ряды слов. 6.Дополните записи о весне интересными художественными образами, почерпнутыми из прослушанных стихотворений.
Бушует …… вода, Шумит и ….. и протяжно. Грачей……….стада Кричат и ….., и важно. Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь ……… запах сада И ……… запах ………крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, ……… и сырой, Глаза тихонько закрывает. И.А.Бунин
С помощью чего передают свои чувства, видение этого времени года художники? Когда и какой весну увидел художник? Чем покорила и удивила его весна? А вас?
ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «ВЕСНА- БОЛЬШАЯ ВОДА»
ГРИЦАЙ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ. «ПОДСНЕЖНИКИ.ОСИННИК»
Василий Николаевич Бакшеев «Голубая весна»
ОСТРОУХОВ ИЛЬЯ СЕМЁНОВИЧ «ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ»
ЖУКОВСКИЙ СТАНИСЛАВ ЮЛИАНОВИЧ «В МАЕ»
Одинаково ли видят весну художники? А поэты? От чего это зависит? ЗАДАНИЕ. 1. Запишите свои яркие впечатления от одной из картин. 2.Дополните свои записи глаголами со значением цвета + существительное. Подчеркните слова, которые вызвали у вас хорошее настроение. 3.Обсудите в группе и дайте свое определение (видение) весны. Сочинение-миниатюра «Моя весна» или синквейн. IV.АФИШИРОВАНИЕ (Представление работ.)
Продолжите предложение. 1.Я сегодня на уроке узнал, что……… 2.Я сегодня на уроке научился……….. 3.Я понял…………… 4.Мне понравилось…………..
В торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бесчисленных свирелях повсюду заливаются неутомимые музыканты-дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. Много радостных торжественных звуков слышит охотник в этот весёлый торжественный час на земле и долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. И.С. Соколов-Микитов