Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
Advertisements

Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует информацию и выстраивает свою собственную реальность.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации познавательного интереса в мыслительной деятельности учащихся Прогрессивные педагогические.
Технология дифференцированного обучения в преподавании биологии.
Компетентностный подход в образовании. КОМПЕТЕНТНОСТЬ Компетентность (от лат. сompeto) – добиваться, соответствовать, подходить. Словарь русского языка.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Компетентностный подход в образовании. Болонский процесс и компетентностный подход Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Понятие цели в педагогике Педагогическая цель – это предвидение педагогом и воспитанниками (учащимися) результатов их взаимодействия в форме обобщенных.
Компетентностный подход как основа перехода на новые образовательные стандарты ВПО.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Проблемный семинар УМО «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» «Принципы и пути развития деятельностной.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Программа учебной дисциплины (ПУД) - цели и задачи Начальник отдела методического сопровождения учебного процесса Седова Наталья Сергеевна.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Транксрипт:

Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия» Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

Болонский процесс и компетентностный подход 2003г. – вступление России в «Болонский процесс». 2005г. – План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005–2010гг. 2006г. – Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010гг – 2011 гг. – поэтапное принятие и введение в действие ФГОС ВПО Компетентностный подход это исходная точка модернизации российского образования, которая указывает на качество конечного продукта – компетентность выпускника

Вхождение в Болонский процесс переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр – магистр» система ECTS зачетных единиц или «кредит- часов» создание системы аттестации и контроля качества образования развитие соответствующего научного пространства переход от квалификационной модели (характерной для действующих ГОС ВПО) к компетентностной модели специалиста(ФГОС)

Вхождение в Болонский процесс

Образование от результата является основой стратегии модернизации высшей школы в России вход выход процесс преподавания объем часов содержание …. РЕЗУЛЬТАТ (компетенции) КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Эволюция определения «компетенция» гг. – термин «профессионально важные качества» гг. – адаптация к быстро изменяющимся условиям и требованиям деятельности, способность переносить полученные навыки в другие сферы деятельности после 1990-го – термин «компетенция» как максимально широкое понятие - «готовность человека к эффективной работе»

Что такое компетенция(и) и компетентность? Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Структура компетентности

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области Знать Владеть Уметь

знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям) знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) Компетенции и навыки (Европейский проект TUNING)

Таксономия Блума Сферы учебной деятельности: 1. Когнитивная (познавательная) 2. Аффективная (эмоционально- ценностная) 3. Психомоторная Шестиуровневая иерархическая структура когнитивной (познавательной) сферы: 1. Знание. 2. Понимание. 3. Применение. 4. Анализ. 5. Синтез. 6. Оценка. 5. Синтез. 6. Оценка. Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял.

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории. воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

Уровни учебных целейКонкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. 5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи. 6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Требования к результатам освоения ООП (ФГОС «Педагогическое образование») Компетенции Общекультурные (ОК) Профессиональные (ПК) Обще- профессио- нальные (ОПК) Профессио- нальные (ПК): в педагогичес- кой деятельности в культурно- просветитель- ской деятельности

Формулировка компетенций 1. Использование глаголов в неопределенной форме: «понимать», «иметь» (научное представление), «владеть», «уметь», «обладать» (способностью), «быть» (готовым, подготовленным), «знать», (стремиться) «использовать», «учитывать», «обосновывать», «стремиться» (к совершенствованию), «выражать» и т.д.

2. В виде концентрированных кратких предложений с помощью существительных: способность навыки знания готовность приверженность понимание ответственность и т.п. Формулировка компетенций

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – НОВЫЕ СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ И ОЦЕНКИ Компетенция как результат образования Образовательные технологии как способ формирования компетенций Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности компетенций

ГОС Объекты оценки – ЗУНы Преимущественно традиционные методы оценки Субъект оценивания: педагог, реже работодатель, в качестве эксперимента – обучающийся Образовательные цели ставит ОУ, участие работодателя косвенное, в порядке эксперимента - обучающегося ФГОС Объекты оценки –наборы ПК ОК, готовность к проф.деятельности Инновационные методы оценки, накопительная система оценивания и пр. Субъект оценивания: педагог, работодатель, обучающийся Образовательные цели ставит ОУ, при обязательном участии работодателя, косвенное участие обучающегося СРАВНИМ…