Проектирование основной образовательной программы начального общего образования на основе требований ФГОС второго поколения
В конечном счете, мы должны добиться, чтобы дети имели возможность получить качественное образование в любой точке нашей огромной страны. Это главная целевая задача. Д.А. Медведев
Нормативно-правовая база перехода на ФГОС второго поколения Приказ Минобразования 373 от ФГОС начального общего образования
ФГОС и возможные сферы изменений в образовательных целях в учебном плане в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности в образовательных технологиях в условиях реализации образовательных программ в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов
Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» п.1 Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). п.2 Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Ст. 14 Закона РФ «Об образовании» п.5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
ФГОС Раздел 111 п. 14. «Основная образовательная программа … определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся»
Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» п.6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
Разработка ООП Разрабатывается ОУ самостоятельно Продукт коллективного труда Участники процесса разработки ООП – педагогический коллектив, родители, дети и представители социума Разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы
Структура ООП Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ООПНОО Учебный план начального общего образования Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы * Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающихся
ООП НОО Охват – 4 года 2 стандарта Обновление за счет отдельных элементов (учебный план, рабочие программы) Целостность, конкретность, гарантии достижения планируемых результатов, гибкость, сбалансированность и реалистичность по всем ресурсам, контролируемость, соответствие структуре
Пояснительная записка Цели реализации ООП Принципы и подходы к формированию Общая характеристика ООП Ссылка на нормативную базу разработки ООП ОУ Ключевые характеристики ОУ
Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО Личностные результаты (система ценностных отношений к себе, другим, образовательному процессу и его результатам) Метапредметные результаты (освоенные способы деятельности) Предметные результаты
Современное понимание образовательных достижений Освоение предметных знаний и умений Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины) Овладение междисциплинарными умениями: - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст) - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.), - овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), - умения сотрудничать и работать в группах; - умения учиться и самосовершенствоваться; - умения решать проблемы и др.
Результат – освоенные способы действий Познавательные Личностные Регулятивные Коммуникативные
Учебный план «…организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом…» (ст. 15 Закона РФ «Об образовании») -Обоснование (пояснительная записка) -Соотношение инварианта и вариатива 80% и 20% -Максимально допустимый объем -Объем нагрузки, подлежащий финансированию -Состав обязательных учебных предметов + вариатив + внеучебная деятельность
Внеучебная деятельность Спортивно-оздоровительная Художественно-эстетическая Научно-познавательная Военно-патриотическая Общественно-полезная Проектная Часы используются по желанию учащихся
Базисный учебный план Механизм формирования учебного плана ОУ (нормативно устанавливает предельно допустимую нагрузку; перечень предметов инварианта; соотношение инварианта и вариатива) Основание для финансирования ОУ
Требования к учебному плану ОУ отсутствие перегрузки учащихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке вариативность преемственность обеспеченность плана ресурсами
Возможные ошибки Пояснительная записка отсутствует или составляется формально ( не объясняется и не обосновывается целесообразность изменений, которые внесли в план разработчики, не раскрываются ценностные установки, которыми руководствовались при создании плана) Несоблюдение норм базовой модели, на которые опираются школьные учебные планы ( в сторону превышения, нарушается норма предельно допустимой учебной нагрузки) Разрабатывается без учета мнения всех участников образовательного процесса (не учитываются индивидуальные потребности обучающихся)
ФГОС Раздел 111 п. 18 «Основная образовательная программа … должна учитывать тип и вид ОУ, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников.»
Рабочие программы Закон РФ «Об образовании»: В соответствии ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, учебные планы и рабочие программы учебных курсов Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.
Рабочая программа учебного предмета - это совокупность учебно-методической документации: пояснительная записка, содержание обучения, календарно-тематический план, планируемые результаты, способы и формы оценки их достижения, перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Программы Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа коррекционной работы *
Нормативная основа построения системы оценки на уровне ОУ Совокупность требований к результатам освоения ООП, устанавливаемых ФГОС Планируемые результаты освоения ООП ОУ
Процедуры оценки итоговая оценка и аттестация выпускников (оценка образовательных достижений обучающихся) государственная аккредитация ОУ и аттестация педагогов (оценка эффективности деятельности ОУ) процедуры оценки состояния и тенденций развития систем образования
Продукт оценки Персонифицированная информация Неперсонифицированная (анонимная) информация Контекстная информация об условиях и особенностях деятельности субъектов ОУ
Система оценки в ОУ (особенности) Планируемые результаты используются как содержательная так и критериальная основа оценки; Регламентация мониторинговых процедур наряду с аттестационными; сочетание внешней и внутренней оценки Оценка контекстной информации Акцент на оценку овладения системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений Комплексный подход к оценке результатов Оценка динамики достижений Использование накопительной системы оценивания Обогащение инструментария за счет использования проектов, практических работ, творческих работ, самоанализа и самооценки и т.п.