Министерство образования и науки Республики Татарстан Внедрение ФГОС в учреждения профессионального образования Матвеева Светлана Ефимовна Начальник отдела среднего и начального профессионального образования РТ
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» определяется внедрение ФГОС нового поколения. Теперь ФГОС включает 3 вида требований к: Структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к распределению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; Результатам освоения основных образовательных программ. Данные требования определены в Постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
Особенности ФГОС Новая структура ФГОС: Требования к результатам освоения ОПОП Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Вариативная часть ОПОП:Вариативная часть ОПОП не менее 30% - ФГОС СПО не менее 20% - ФГОС НПО Используется: на введение новых компетенций, модулей и междисциплинарных курсов, дисциплин на увеличение объема времени на дисциплины и модули обязательной части ФГОС Разработка основных профессиональных образовательных программ совместно с работодателямиРазработка основных профессиональных образовательных программ совместно с работодателями
Основные направления развития образования в России до 2010 года – одобрены на заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 г. (протокол 47, раздел 1) Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования на период до 2010 года – утвержден Председателем Правительства РФ 22 июня 2006 г. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НПО/СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Нормативная база введения в действие ФГОС – что уже сделано МО и Н РФ Перечень профессий НПО, приказ МО и Н от Перечень специальностей СПО, приказ МО и Н от Указатель соответствия – приказ МО и Н от профессий НПО, утвержденных приказом МО и Н 354 и профессий, утвержденных постановлением Правительства РФ г. Указатель соответствия – приказ МО и Н от 28 декабря специальностей СПО, утвержденных приказом МО и Н 355 и специальностей, утвержденным приказом от При установлении такого соответствия ОУ вправе осуществлять образовательную деятельность по профессиям и специальностям, по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия (ФЗ-260)
Нормативная база введения в действие ФГОС – что уже сделано МО и Н РФ Утверждены рекомендации по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО (2 августа 2010 г.) Утверждены рекомендации по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО(2 августа 2010 г.)
УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОПОП Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОПОП НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОПОП (что необходимо сделать) решение МО и Н РТ об установлении примерного перечня дисциплин и профессиональных модулей, рекомендуемого для формирования вариативной части ОПОП; решение МО и Н РТ об установлении республиканских (дополнительных к федеральным) требований к качеству образования выпускников учреждений профессионального образования; примерные программы учебных дисциплин и профессиональных модулей вариативной части ОПОП; республиканские примерные рабочие учебные планы и основные профессиональные образовательные программы по наиболее массовым для республики профессиям НПО и специальностям СПО;
примерные программы профессиональных модулей и учебных дисциплин обязательной части ОПОП, в которые вводятся дополнительные учебные элементы, отражающие особенности республиканского рынка труда; регламент привлечения работодателей к разработке, согласованию и реализации рабочих учебных планов и основных профессиональных образовательных программ. регламентирующие нормативные акты по каждому аспекту формирования вариативной части.
Разработка и экспертиза ПОПОП (распределение полномочий) ОрганизацииОрганизация разработкиОрганизация экспертизы ФГУ ФИРО Примерные программы дисциплин ОГСЭ и ЕН циклов; сквозных ОП дисциплин, в т.ч. БЖД Примерные программы: дисциплин ОГСЭ и ЕН циклов; сквозных ОП дисциплин, в т.ч. БЖД; профессиональных модулей по массовым и приоритетным профессиям и специальностям УМК Примерные программы ПМ и ОП дисциплин отраслевой направленности Примерные программы ПМ и ОП дисциплин отраслевой направленности ОУ + региональные методические организации Программы ПМ и ОП дисциплин в ПОПОП уникальных профессий/специальностей Привлечение к экспертизе в качестве уполномоченной организации
ОГСЭ. 00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ.01Основы философии ОГСЭ.02Психология общения ОГСЭ.03История ОГСЭ.04 Иностранный язык ОГСЭ.04Физическая культура ЕН.00Математический и общий естественнонаучный цикл ЕН.01 Математика ЕН.02 Информационно-коммуникативные технологии в ПД ОП.00Общепрофессиональные дисциплины и ОП.01 ОП.02… ОП.05Безопасность жизнедеятельности Дисциплины в ОПОП НПО/СПО ПМ. 00 Профессиональный цикл ПМ.01 ПМ.02…
Основные задачи органов управления по внедрению ФГОС в учреждениях профессионального образования 1. Обеспечение взаимодействия ОУ (федерального и регионального подчинения) при разработке ОПОП (обязательная часть) по одинаковым специальностям СПО, профессиям НПО с целью повышения качества учебно- программной документации: 1.1. Определение ОУ, реализующих одинаковые специальности СПО, профессии НПО Создание региональных учебно-методических комиссий (РУМК) по специальностям СПО и профессиям НПО, реализуемым в регионе из представителей всех ОУ, осуществляющих подготовку по ним Закрепление созданных РУМК на базе ведущих ОУ, имеющих большой опыт подготовки по специальности СПО или профессии НПО Закрепление мест проведения учебной практики и производственного обучения на базе созданных в регионе ресурсных центров Организация и проведение курсов повышения квалификации сотрудников ОУ.
2.Обеспечение взаимодействия ОУ (федерального и регионального подчинения) с работодателями : - при разработке ОПОП (вариативная часть) в части: определения новых видов деятельности и профессиональных компетенций, а стало быть новых профессиональных модулей определения дополнительных профессиональных компетенций в рамках имеющихся модулей; - для определения баз практики обучающихся; - для согласования тематики ВКР для государственной (итоговой) аттестации (ГИА); - в ходе промежуточной аттестации: - для оценки компетенций обучающихся и для оценки освоения вида деятельности; - для участия в (ГИА)
2.Обеспечение взаимодействия ОУ (федерального и регионального подчинения) с работодателями : - при разработке ОПОП (вариативная часть) в части: определения новых видов деятельности и профессиональных компетенций, а стало быть новых профессиональных модулей определения дополнительных профессиональных компетенций в рамках имеющихся модулей; - для определения баз практики обучающихся; - для согласования тематики ВКР для государственной (итоговой) аттестации (ГИА); - в ходе промежуточной аттестации: - для оценки компетенций обучающихся и для оценки освоения вида деятельности; - для участия в (ГИА)
Некоторые действия ОУ с целью подготовки к переходу на ФГОС нового поколения : 1. Создать базы нормативно-правовой и научно-методической документации федерального и республиканского уровней. 2. Мотивировать педагогический коллектив на изменение ОП согласно новым тенденциям развития образования. 3. Переосмыслить методическую тему (проблему) ОУ. Скорректировать деятельность управленцев и педагогов согласно изменениям. 4. Разработать план методической работы в рамках концепции модернизации Российского образования. 5. Организовать целевое ПК педагогов с обязательной трансляцией опыта в рамках ОУ (через семинары, методические заседания, педсоветы и т.д). 6. Создать современную систему воспитательной работы ОУ (проекты, программы и т.д) с целью запуска новых форматов содержания образования (см. ФГОС раздел 7.1.). 7. Провести «ревизию» учебно-методической базы, обновление учебно- лабораторного оборудования, учебной и научно-методической литературы. 8. Создать систему контроля качества профессионального образования с применением современных технологий. 9. Внедрять в ОП современные практикоориентированные педагогические технологии.
Научно-экспериментальные площадки НМЦ ПО ИРО РТ : 1. ГАОУ СПО «Алексеевский аграрный колледж». 2. ГАОУ СПО «Бавлинский аграрный колледж». 3. ГАОУ СПО «Бугульминский аграрный колледж». 4. ГАОУ СПО «Елабужский политехнический колледж». 5. ГАОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж». 6. ГАОУ СПО «Нижнекамский агропромышленный колледж». 7. ГАОУ СПО «Нижнекамский технологический колледж». 8. ГАОУ СПО «Нижнекамский сварочно-монтажный колледж». 9. ГБОУ СПО «Технический колледж» г. Набережные Челны. 10. ГАОУ СПО «Профессиональный колледж 41» г. Казань. 11. ГБОУ СПО «Альметьевский профессиональный колледж» 12. ГАОУ СПО «Рыбно-Слободский агротехнический колледж».
Что выполнено : - выявлены условия эффективной реализации модульно- компетентностного подхода и готовность педагогов к новой педагогической деятельности; - разработаны и изданы методические рекомендации по методике постановки целей профессионального образования, основанного на компетенциях; - разработаны методические рекомендации по методике формирования содержания программ профессиональных модулей (МДК и видов практик); - разработаны методические рекомендации по методике по формированию системы контроля качества подготовки профессионального образования; - разработаны методические рекомендации по методике выявления требований рынка труда к компетенциям выпускника; - проведены 4 обучающих семинара по вопросам внедрения ФГОС нового поколения; - начата работа по созданию ОПОП по выбранным ОУ профессиям и специальностям.
Научно-методический центр профессионального образования Спасибо за внимание