ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СВЕТЕ ФГОС Подготовила методист МОУ МУК Дзержинского района Белышева Т.В.
Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников.
С ОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.
Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно- деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ Современный учитель должен обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся; осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий; разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы; выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ организовывать и сопровождать учебно- исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта; реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; использовать возможности информационно- коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета. Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения. Управленческая компетенция : владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. Компетенция в сфере инновационной деятельности : умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент. Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу. Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Общекультурная компетенция: · знания в области национальной, общечеловеческой культуры; · умение рефлектировать личностную систему; · толерантность к разным этнокультурам. Компетенция личностного самосовершенствовании: · потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала; · способность к саморазвитию. Познавательно-творческая компетенция: · умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности; · развитость творческих способностей; · способность самостоятельно приобретать новые знания.
К ОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Ценностно-смысловая ориентация личности: · осознание своей роли и предназначения · потребность и способность самореализации · увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности Коммуникативная компетенция: · владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет Информационная компетенция: · умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; · нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности; · владение информационными технологиями
К ОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА Социально-трудовая компетенция: · способность взять на себя ответственность; · проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества; · подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий. Профессиональная компетенция педагога: · активная жизненная позиция · профессиональные знания и умения · профессиональные личностные качества · творческие умения.
С ИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ Владение содержанием и методологией предмета. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса. Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса. Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями. Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация). Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент). Владение навыками обобщения и передачи своего опыта. Способность к профессиональному самосовершенствованию.
ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой педагогическую адаптированную систему: научных знаний; способов деятельности; опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
К ВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОЛЖНА ОТРАЖАТЬ : компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения; сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность, общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога; самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должна обеспечиваться освоением ими: единовременно или поэтапно, в том числе на дистанционной основе, дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности; программ стажировки на базе общеобразовательных учреждений.
С ТАЖИРОВКА должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.