Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время как фактор повышения творческого потенциала обучающихся
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время как фактор повышения творческого потенциала обучающихся», предполагает постановку следующей целей: приобретение ЗУН; создание условий на уроках истории для развития познавательных и творческих способностей личности.
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время как фактор повышения творческого потенциала обучающихся», предполагает постановку следующих задач: обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала; формировать у учащихся понимание исторического прошлого в связи с тенденцией современного развития России и мира; воспитывать современное историческое сознание и развивать самостоятельное, персонифицированное мышление; развивать способности учащихся осмысливать события и явления истории на основе исторического анализа, творчески применять исторические знания; обучать самоконтролю через тестирование и навыкам самостоятельной работы; совершенствовать навыки коммуникативного общения.
Основные принципы педагогической деятельности 1. Активизация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков. 2. Учет индивидуальных способностей, интересов и возможностей класса в целом, групп учащихся и каждого ученика в отдельности. 3. Организация совместной работы учителя и учащихся, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения на основе взаимоуважения. 4. Развитие активности как качества деятельности личности (неотъемлемое условие и показатели реализации любого принципа обучения). 5. Креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей учителя и ученика.
Система работы по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории: 1. Диагностика уровня познавательной активности класса, с целью выявления общего отношения к изучению истории. 2. Перспективное планирование активизации познавательной деятельности каждого ученика с учетом следующих факторов: а) опора на достижения учащихся ; б) позитивный настрой учителя на успех; в) дифференцированный подход к постановке целей обучения с учетом личностных качеств ученика. 3. Создание оптимальных условий для активной познавательной деятельности каждого ученика, используя следующие средства: а) нетрадиционные формы проведения уроков; б) использование тестирования, дидактических игр, видеоматериалов и компьютерной техники, кроссвордов, карточек с датами и др.; в) организации внеурочной учебно-познавательной деятельности. 4. Планирование учебного процесса с учетом развития активности через систему уроков. 5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по активизации познавательной деятельности на основе данных и выводов о результативности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории характеризуется: Устойчивым познавательным интересом к урокам истории, о чем свидетельствует анкетирование учащихся. Реализацией принципов гуманитаризации и личностной ориентированности учебного процесса. Формированием у учащихся системы умений и навыков поисковой и исследовательской работы, о чем свидетельствуют творческие проекты учащихся. Повышением уровня качества знаний учащихся в тех классах, где применяется представленный опыт.
Результативность опыта Мониторинг качества знаний при 100 успеваемости составил: 2004/2005 учебный год – 70% 2005/2006 учебный год - 71,5% 2006/2007 учебный год - 73% 2007/2008 учебный год - 74% (первое полугодие) в повышении эффективности обучения обществознания Мониторинг качества знаний при 100% успеваемости составил 2006/2007 учебный год – 85% учебный год - 87% (первое полугодие)
Мои ученики являются призерами и победителями районных олимпиад 2005/2006 учебный год - Корпачева Евгения, ученица 11 класса заняла 2 место в олимпиаде по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. 2007/2008 учебный год – Летягина Анна, ученица 10 класса заняла 3 место в олимпиаде по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний.
Открытые уроки и выступления 2004 год – открытый урок «Россия после 1905 года – историческое распутье?», в ходе методической недели; 2005 год - открытый урок «Накануне войны. Советско- германские отношения», для учителей школ города; 2006 год – открытый урок «Древний Вавилон» (урок-игра), в ходе методической недели; 2007 год - внеклассное мероприятие «Интеллектуальное казино» по теме: «Золотой век Екатерины» (ситуация успеха), для учителей школ города год – выступление на педагогическом Совете школы «Активизация учебно-познавательного процесса на уроках истории» год - выступление на ГМО И РМО учителей истории «Педагогическая эффективность дебатов и дискуссий на уроках истории и обществознания. Методика их проведения» год – выступление на ГМО и РМО учителей истории «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время как фактор повышения творческого потенциала обучающихся».