Жизнь и творчество Сальвадора Дали. « Сюрреализм - это Я ». Филимонова Татьяна Николаевна учитель МХК МБОУ Екатериновской сош Матвеево - Курганского района Ростовской области
Имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек Дата рождения:11 мая11 мая Место рождения:Фигерас Дата смерти:23 января23 января 1989 (84 года)1989 Гражданство: Испания Жанр: художникхудожник, живописец, графи к,скульптор, режиссёрживописецграфи кскульпторрежиссёр Учёба: Школа изящных искусств Сан-Фернандо, МадридМадрид Стиль: сюрреализмсюрреализм, дадаизм, кубиз мдадаизмкубиз м Известные работы: «Постоянство памяти», «Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)», «Открытие Америки Христофором Колумбом», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»Постоянство памятиМягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)Открытие Америки Христофором КолумбомСон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения Влияние:Фридрих НицшеФридрих Ницше, Зигмунд ФрейдЗигмунд Фрейд
Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали- и-Куси и доньи Фелипы Доменеч. 1.Начало Сальвадор Дали( )
Мать Фелипа Доменеч Отец Сальвадор Дали-и-Куси
Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Он был республиканцем и к тому же атеистом. Мать Сальвадора была любящей женой и непоколебимой католичкой. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени образование. Дали обладал природным талантом в рисовании. Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Жизнь казалась счастливой, хотя смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением.
Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Талант гения рвался наружу. Пейзаж близ Фигераса Картины 1914–1926 г.: «Ранние годы».
С сестрой Анной 1924г. Когда Дали исполнилось семнадцать, он уже начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году.
В 1925 году с 14 по 27 ноября прошла первая персональная выставка его работ в галерее Далмау. На этой выставке были представлены 27 картин и 5 рисунков начинающего великого гения.
2.Влияние на раннее творчество г В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль- киноавангардист. Другой- Федерико Гарсия Лорка, поэт, драматург. Во время гражданской войны он был застрелен солдатами диктатора генерала Франсиско Франке. Новые идеи стимулировали и без того радикальное мышление Дали. Это привело его к несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида, где он начал учиться и откуда был исключен в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов.
Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. Он читал и почитал Ф.Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и своих писаниях.
3.Сюрреализм. Картины 1926–1929 гг. «От неокубизма к сюрреализму» Дали рисовал образы, знакомые разуму: людей, животных, здания, пейзажи - но позволял им соединиться под диктовку сознания. Он часто сливал их в гротескной манере так, что, например, конечности превращались в рыб, а туловища женщин - в лошадей. В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. " Искусство – ужаснейшая болезнь, но жить без нее пока нельзя " Dali
4.Приход Галы. 1929–1934 гг.:«Сюрреализм это Я!» Гала Элюар (урожденная русская Елена Дьяконова) была женой французского поэта Поля Элюара. Ее встреча с Сальвадором Дали летом 1929 года стала роковой для обоих. Гала, которая была почти на десять лет старше его, казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной, в то время как он был простым молодым человеком из маленького городка на севере Испании.
Слова "сверхчеловек – смысл жизни" – стали одним из девизов Дали. «Самое главное на свете - это Гала и Дали.» "Градива вновь открывает для себя антропоморфные развалины"
Он отыскивает в вещах, людях, в явлениях природы все то, что недоступно при машинальном обладании и остается как бы вечно новым, будучи в то же время давно знакомым.
Большое значение в формировании взглядов С.Дали на мир имели идеи Зигмунда Фрейда.
1934–1937 гг.: «Параноидально- критический метод» "Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие" Dali
Метаморфозы Нарцисса1937г.
Идеи сюрреализма превратились в динамит, расшатывающ ий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, гармонии, идеальной красоты.
1938–1949 гг.: «Американский период». 5.Постоянство Дали. В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы. «Гала единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто». « Я до неприличия люблю жизнь».
Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой- 1945г. Дали отходит от сюрреализма и обращается к классической живописи. Подтверждением этому является гипсовая голова слева от Галы. Сам художник считал эту работу удачной и даже поместил её в книге «Пятьдесят секретов магического ремесла».
6.На закате лет г.
Христос св. Иоанна Креста1951г. Дали так вспоминал о её рождение: «Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951г., когда будущая картина приснилась мне в цвете. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника..»
Возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию, и художественному, и философско-религиозному, создание серии религиозных полотен
В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским орденом Большим крестом Карлоса III Дали был награждён в трагический для него год: в 1982 г умерла Гала.
Ласточкин хвост (1983) Простая композиция на белом листе. Простота картины трогательна, как музыка скрипки.
Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Вся жизнь и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как ещё одно произведение художника.
Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе. Свое состояние и работы художник завещал Испании.в Театре-музее в Фигерасе
Список используемой литературы: 1. С.Дали. «Дневник одного гения». Москва, издательство «Искусство», 1997г. 2. Энциклопедия для детей.Т.7.Искусство.Ч.2.Архитектура,изобразитель ное и декаративно - прикладное искусство в. М.Д.Аксенова-Москва,Аванта+,1999г. 3. Хрестоматия по культурологии под редакцией А.А.Радугина. Москва, Издательство «Центр», 1998г. 4. «Культурология в вопросах и ответах». Учебное пособие под редакцией Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997г. 5.Сайт «Мир Сальвадора Дали»